Место действия: бенедиктинское аббатство в Тынце
Действующие лица: обитатели монастыря и семейство Красиньских
Миколайки. Декабрь 1569 года
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться12024-12-04 00:42:37
Поделиться22024-12-04 00:43:05
Теплая осень сменилась, как это часто бывает, довольно лютой зимой, будто природа решила отыграться за свое недавнее благорасположение. Мороз в этом году ударил по-настоящему крепкий. Реки встали очень быстро, а уже через неделю после первого льда по ним можно стало ходить как по суше: рыбакам пришлось потрудиться, устраивая себе проруби, то же и на портомойнях. Словом, удостоверились, что не только толстяк может быть спокоен за свою жизнь, а и на лошади можно ехать, не провалишься. Люд закутался в теплые тулупы. В деревнях мужики подготовились, в случае чего, вовремя упредить лесных разбойников - что лис, что волков. До весны ещё долго, а пощады от стужи, кажется, в этом году не жди, так что кур и скотину нужно особенно беречь, каждая наперечет. Дровами запаслись сколько у кого возможность была. Лютой будет зима, но это потом, когда пройдет день трёх королей и подкатит тощий февраль, когда подъедятся все запасы, когда напрочь забудешь, что такое солнце. А покамест народ весело перекрикивался, радуясь снегу и морозцу, окутывая друг друга клубами пара от собственного дыхания, постукивая ногой об ногу, чтобы не примерзнуть к земле.
Осеннее бездорожье закончилось. По утоптанным зимним дорогам из Кракова во все стороны засновали туда и обратно и многочисленные обозы и разнообразные экипажи и всадники.
Снежная пыль летела из-под копыт двух горячих жеребцов, которые предваряли ещё одну пару, впряженную в крытые сани. Оба брата предпочитали верхом, только подняли меховые воротники повыше да закутали лица, не то растрескаются ещё до приезда. В санях же находилась их сестра, пани Вислава. Весело звенели колокольцы на дуге, визжали полозья.
Выехали рано утром, как только рассвело, едва пробило девять, чтобы добраться до Тынца прежде чем стемнеет. Да и к вечерней мессе стоит поспеть. Там же, в монастыре, семейство намеревалось и переночевать, а уж завтра и обратно в Краков.
Поделиться32024-12-05 21:58:23
Если вам думается, что пока летишь в санях по зимней дороге - чувствуешь себя птицей… то, возможно, вы совершенно правы. И доведись вам сравнить это с ездой в карете, когда, кажется, вот-вот и душа вон от тряски, вы накрепко полюбили бы зиму и предпочли ее теплому времени года, клянемся всем святым.
А когда тебе всего семнадцать лет, твои руки укутаны в теплую муфту, на ногах теплые сапожки, так что тебе не холодно и даже поездка в монастырь, причём не такой уж далекий - уже приключение, то визг полозьев звучит как песня ангелов. И хочется щелкнуть пальцами - и верх пропал бы, чтобы крытые сани стали открытыми. Даже если снежная пыль из-под копыт в лицо. Зато весело как! Или рядом с возницей на облучок, чтобы было видно широкие лошадиные спины и перекрикиваться с братьями.
Нет, усидеть на месте никак невозможно.
- Скоро ли уже? - несколько раз стукнула в потолок, высунулась из окна, весело и звонко крикнула куда-то вперед, просто чтобы что-то крикнуть и чтобы братья обернулись на нее.
Поделиться42024-12-17 23:02:02
Если уж совсем честно признаться, то Лех не слишком любил посещать монастыри. Как-то, ещё мальчишкой-подростком, он увязался с дядюшкой, когда тот отправился инспектировать одно из аббатств. И запомнил из той поездки лишь ранние подъемы на утреннюю мессу, которых всеми силами старался избежать, ячменную кашу, в которой как-то нашел волос брата повара и отменную рыбалку в местной реке: дело было летом.
- Вряд ли зимняя рыбалка так уж увлекательна, - скептически подумал он, услышав от брата предложение посетить аббатство, но за компанию куда только не поедешь. Да и к тому же Лех был добрым католиком. Да и недужным помочь стоило - старший из братьев Красиньских частенько посылал нуждающимся хлеба и щедро жертвовал на сиротский приют в окрестностях Кракова, который держали иезуиты и который курировал бывший дядюшкин секретарь.
Конь Серко - мощный, серый в яблоках жеребец, выдувая из ноздрей облака пара, отстукивал свою рысь по заснеженной дороге. Всадник в теплом колете, подбитом заячьим мехом и лисьей шапке, чуть придерживал лошадиную прыть, чтобы не слишком отрываться от упряжки. Однако заслышав голос сестры, он натянул поводья, чуть подал вбок и оказался подле ее окон.
- Устала? Еще немного терпения, почти приехали, с пару верст осталось, - ответил старший из молодых Красиньских.
Примерно в час пополудни они делали остановку в хорошей корчме, чтобы перевести дух и отогреться. В комнате на втором этаже путникам предложили добрый обед. Но с тех пор прошло уж несколько часов и молодые люди не отказались бы уже добраться, наконец, до цели. Летом такая прогулка - совсем иное дело, а зимой - прямо-таки пилигримское предприятие.
- Однако ж и забрались отцы-бенедектинцы! - весело фыркнул Лех, обращаясь на сей раз к младшему брату, который тут же последовал за ним, едва Вислава подала голос.
А лучше бы святому в свое время погодить и предстать перед Всевышним* поближе к лету. К примеру, в мае. Куда как хорошо вдоль реки прокатиться. Но ничего. Надеюсь, нам и погодка зачтется. Паломники мы или нет?
Небольшая процессия продолжила путь и вскоре взгляду уже предстали древние стены монастыря в начинавших сгущаться сумерках.
Поделиться52025-01-04 17:37:53
Уже густели ранние декабрьские сумерки. В небе зажглись первые крупные звезды.А белые меловые холмы во тьме казались огромными. Колокол отметил повечернюю. В звучащих молитвами сумерках монахи спешат к хорам, бесшумно ступая по полу. Начинается ночь, а за ней долгий день монаха. Час за часом, он будет протекать в ритме утрени и заутренних служб, первого, третьего, шестого и девятого канонических часов, вечерни и повечерия.
В трапезной в полной тишине братья бенедиктинцы накрывают столы и расставляют посуду - в трапезной подобает хранить молчание. А впрочем, запрет на молчание и общение жестами невозможно соблюсти буквально, если ты не глухонемой. Брат Анджей, проходя мимо звонницы крикнул звонарю: Ну что, отец звонарь, опять тебя опередил брат Гавел (петух) ?
С декабря до весны заутреню полагалось отбивать до петушиного крика, поскольку рассвет позже, а с весны до декабря после петушиного крика. Но монастырский петух Гавел упорно бил зорю раньше брата звонаря
-Святая птица,брате мой во Христе -отозвался отец звонарь - Не спит, бдит, чтобы мы, грешник не проспали заутреню и не опоздали служить господу.
В монастырской больнице на заднем дворе в левом крыле, где мужская палата в кабинете доктора горит огонь в камине, горит светильник. Доктор Петр за столом заполняет журнал осмотра. Отец Мачей-пекарь, поручив раздачу хлеба брату-хлеборезу и замесив опару, отдыхает от трудов праведных -ему ещё ночь хлопотать. Поправив очки, тихо и спокойно отец Мачей вяжет шерстяную жилетку Мареку, петли считает. Марек с сероглазой Юлдысей играют на полу в кубики-азбуку, подарок отца настоятеля., Кретя убрала голову под крыло и в корзинке дремлет. Отец Мачей оторвался от вязания, Кретя подняла голову.
- Слышите, пан Петр? Гинфорт лает. Лает по свойски, значит, кто-то из своих едет одарить наших маленьких певчих на Миколайки.
В черных густых сумерках монастырь мерцал дрожащим светом свечей и факелов особенно уютно, освещенный изнутри как праздничный домик-шоп изображающий рождение Христа в яслях.
Из ворот выехали два стрельца -стражника. Не доезжая по пологому склону с полсотни кроков, окликнули:
- Эгой! Кто едет? -и сделали круг на лошади вокруг себя, что означало: У нас мирные намерения.Монастырь утратил функцию крепости защиты от татарских набегов, но на Силезском торговом тракте разбойнички пошаливали, так что небольшой отряд стрельцов в монастыре воевода держал.
Вышел в монастырский двор извещенный заранее аббат-приор отец Богуслав, черноглазый красавец лет сорока с собольими бровями, по пански статный, накинув на плечи овчинный тулуп -роскошь бенедиктинцу не подобает.
Отредактировано Тень (2025-01-04 17:49:24)
Поделиться62025-01-09 23:39:51
- Свои, - зычно крикнул в ответ пан Лех и в свою очередь обернулся вокруг себя на своем стальном жеребчике. А уж если лошадь такое может, то повезло тебе, молодец, с конем: это требует долгой выучки и природного ума благородного животного. Как тут не щегольнуть?
- Пан Красиньский с братом и сестрой. Так что привечайте. Пусть двери отворяют, да пошире, - хохотнул он в обычной своей манере.
С темнеющего неба начали падать крупные снежные хлопья. Сперва несколько, а за первыми снежинками и остальные. Кружили медленно и вальяжно, вопреки горячему нраву молодого пана. Будто нарочно повременили снежные тучи, когда путники достигнут своей цели. Мол, на благое дело едете, так уж мы будем услужливы, а то получим нагоняй от святого Николая. Он добрый-то добрый, но бывает и строг, если в пути позасыпать снега за шиворот его гостям.
И небольшой кортеж, приняв приветствия, проследовал за провожатыми за мощные старые монастырские стены.
- Здравствуйте, святой отец, - спешившись, старший из братьев подошел к аббату. Снял шапку с буйной головы в знак почтения и поцеловал протянутую руку, - с наступающим праздником. Принимайте гостей.
Собаки приветствовали приезжих радостной многоголосой симфонией.
- Баф, баф, до-бра-лись, до-бра-лись.
Поделиться72025-01-17 00:29:08
А снег меж тем продолжал падать и даже успел уже чуть укрыть землю по дороге и камни под ногами. Стоило Виславе выйти из саней, опершись на руку брата Яна, как белые хлопья упали на меховую шапку и плечи. Не удержалась, как ребенок подставила ладонь и полюбовалась тонкой, хрупкой красотой божьего творения: на перчатке снежинка не таяла. Но одернула себя, в святом месте нельзя ребячиться. Серьезно поджала губы, осенила себя крестным знамением.
Тем более, что монастырь мужской. И всё-таки она не могла полностью удержать свой жизнелюбивый нрав и живо огляделась по сторонам. Поежилась, подняла чуть повыше воротник: с реки ощутимо дул ветер.
Юная епископская племянница регулярно навещала обитель августинок на Скалечной улице, тот, что напротив костела святых Екатерины и Маргариты: тот самый, где в саду в честь святой Риты даже зимой чудесным образом цветет роза. С удовольствием возилась с детьми из местного приюта, были у нее и свои любимцы. Те так радовались гостье, которая годами не слишком ушла от самых старших из них, что хотелось приходить снова и снова.
А здесь атмосфера совсем иная, чем в женском - сдержаннее и строже. Однако приближающееся Рождество смягчало и строгую бенедиктинскую обитель. Делало ее уютной, как когда-то земляк святого Бенедикта и основатель другого ордена святой Франциск, живший через много столетий после, сделал уютным умбрийский городок Греччо, превратив его в новый Вифлеем. Устроил в гроте первый рождественский вертеп с фигурами святого семейства, впервые вывел праздник из церкви наружу, на радость взрослым и детям.
И хотя аббатство в Тынце - бенедиктинское, а вовсе не францисканское, здесь наверняка тоже устроили красивый вертеп.
А покамест епископская племянница об руку с Яном, братом, тоже подошла к аббату, чтобы по череду поприветствовать и благословиться.