Vive la France: летопись Ренессанса

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Vive la France: летопись Ренессанса » Читальный зал » Битва при Лепанто


Битва при Лепанто

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Все, что касается сражения

0

2

+1

3

+1

4

Аудиолекция. Кратко и четко.

+1

5

Токтаев Евгений Иванович "Полумесяц над морем"  Художественное и технически точное описание битвы в т. ч. и фланга Улуча Али. Единственное: Про Хасана он ничего не знает, делая его генузским купцом криптомусульманином турецким шпионом. Ну про Хасана у нас на русскоязычном пространстве инфы нет. Это мы такие искатели.
http://samlib.ru/t/toktaew_e_i/lepanto.shtml
Токтаев Е.И.  Скованный Прометей. Фантазия, как флотилия Улуча и и левый фланг испанцев переносятся после битвы в античность. Увлекательно. Описание Лепанто ещё более подробное и четкое и именно действия фланга Улуча.
https://coollib.net/b/482455-evgeniy-ig … 1344288840
Вот в принципе, для квеста хватит с лихвой.

Отредактировано Айла-хатун (2023-11-11 11:27:57)

+1

6

Совместное маневрирование кораблей
Простые строи:

- кильватера - строй, в котором угол строя равен 0 или 180° (корабли идут в одной кильватерной струе);
- фронта - строй, в котором линия строя перпендикулярна направлению движения;
- пеленга - строй, в котором угол строя не равен 0, 90 или 180°;
- уступа - частный случай строя пеленга, когда угол строя равен 45°.
Сложные строи:

- клина - строй, в котором корабли расположены на сторонах угла, в вершине которого находится корабль-уравнитель;
- сложного кильватера - строй, в котором корабли следуют несколькими параллельными кильватерными колоннами;
- сложного фронта - строй, в котором корабли следуют в нескольких параллельных
линиях, каждая из которых представляет собой строй фронта.
Повороты в строях:

- последовательный поворот - каждый корабль начинает поворот в точке начала поворота впереди идущего;
- поворот "все вдруг" - все корабли начинают поворот одновременно по сигналу флагмана;
- поворот способом захождения;
- поворот способом двух полуповоротов и другие.

0

7

Эскадра галер Мальтийского ордена
Организацию военно-морских сил Мальтийского ордена мы начали рассматривать несколько дней назад. Сейчас поговорим подробнее об их основной боевой составляющей – эскадре галер.

На Мальту рыцари ордена прибыли в 1530 году, имея три галеры, две каракки, один корабль, который в документах назывался галеон и несколько бригантин (список источников, подтверждающих эти цифры, можно найти в диссертации Ayşe Devrim Atauz, Trade, Piracy and Naval Warfare in the Central Mediterranean: the Maritime History and Archaeology of Malta, 2004).

Боевое ядро флота состояло из галер Santa Maria (типа Capitana), Santa Caterina и  San Giovanni, остальные единицы представляли собой транспортные суда, вооруженные пушками для самообороны. Мы уже подробно рассматривали все положительные качества галер в более ранних постах, поэтому не будем сейчас останавливаться на причинах их широкого использования в войнах на Средиземном море. К рассмотренным ранее качествам можно, пожалуй, добавить только одно – возможность быстро восстановить корабельный состав флота после потери значительной его части. Яркий пример – спустя всего лишь два года после сокрушительного поражения при Лепанто флот Османской империи насчитывал уже более 200 кораблей.

Время эффективного использования галер в то время в среднем составляло от шести до восьми лет. Еще об одной особенности галер стоит упомянуть: они использовались только в группе, одиночное использование галер было неэффективным. Вследствие взаимного влияния технологии постройки галер в различных странах отличия в их конструкции были крайне незначительны, за исключением может быть внешнего убранства. Галеры Мальтийского ордена были практически такими же, как галеры, построенные в Венеции, Марселе или Стамбуле. Тем более, что нередко Мальта заказывала постройку своих галер на верфях других европейских стран.

Флагманская галера, на которой держал флаг Генерал галер, называлась ‘Capitana’. Этот тип галер отличался большими размерами, имел от 28 до 30 весел на каждом борту и по пять гребцов на каждом весле. Для движения под парусами имелось две, иногда три мачты с латинским вооружением. Отличительной их особенностью было также наличие большой кормовой надстройки (carosse) и окраска в красный цвет. Основные размерения галеры ‘Capitana’: длина между перпендикулярами 184 фута (56,08 м); наибольшая ширина по обшивке 24 5/6 фута (7,56 м); осадка 8 ½ футов (2,6 м). Артиллерийское вооружение – одно 36-фунтовое, два восьми- и два шестифунтовых орудия на носу, 18 кулеврин и 18 мушкетов по бортам.

Вторая по величине и вооружению галера имела тип ‘Padrona’ и по 27 весел на каждом борту. Стандартные галеры имели по 26 весел на борт.

Помимо галер в эскадру входили и меньшие по размеру гребные суда – галиоты (galleot)  – быстроходные парусно-гребные корабли, оснащенные одной мачтой с латинским парусом и вооруженные мушкетами и фальконетами (perriers). Вследствие малых размеров, галиоты имели небольшую автономность и обычно использовались корсарами, действующими под мальтийским флагом, хотя иногда включались в боевую эскадру ордена в качестве разведывательных кораблей и кораблей связи. Для вспомогательных функций использовались также другие малые суда: тартаны, полугалеры (mezzagalera) и, уже в восемнадцатом веке, корабли арабского происхождения шебеки (chebec или xebec(катал.)).

Отмечены также другие суда мусульманского происхождения petacchio, caique и fregatina. Последние два типа представляли собой малые гребные суда, которые находились на буксире у галер и использовались как средство снабжения у отмелей, а также для буксировки галер в узостях или на якорных стоянках. Фрегатины служили также средством передвижения для капитана и офицеров галеры, а также в качестве посыльных судов.

Количество галер в эскадре менялось от периода к периоду. Мы уже говорили, что на Мальту в 1530 году прибыло три галеры. В захвате Модона участвовало лишь два корабля. К 1532 году количество галер достигло четырех и эта цифра сохранялась в течение двадцати шести лет. В 1558 состав галерной эскадры был доведен до пяти единиц и это количество не изменялось в течение длительного времени, за одним исключением: в 1564 году число галер сократилось до четырех, а в 1565 году, в период непосредственной подготовки к отражению турецкого наступления и осады Мальты, было доведено до девяти корпусов. После снятия осады, потребность в средствах на восстановление разрушенных фортификационных сооружений потребовала экономии и, как следствие, сокращения численности эскадры до четырех галер. А в битве при Лепанто Мальтийский орден смог выставить в состав флота Священной лиги, насчитывающий 207 галер, только три галеры.

В 1584 году число галер было вновь доведено до пяти. Эта цифра поддерживалась до 1627 года. После постепенного увеличения численности в 1627, 1651 и 1685 году, корабельный состав галерной эскадры достиг восьми единиц и поддерживался на этом уровне в течение всего периода активных действий флота на стороне Венеции во время войны в Морее до 1701 года.

Затем последовал период постепенного сокращения численности эскадры и размеров входящих в нее кораблей, так что к 1720 году мы видим уже на рейде Мальты лишь четыре галеры.

Если возьмем в качестве среднего срока службы галеры семь лет, то несложный расчет показывает, что между 1530 и 1798 годами общее количество галер, находившихся в боевом составе флота Мальтийского ордена, достигает 200 единиц. Эти галеры были построены на верфях самой Мальты, а также в других арсеналах средиземноморских стран. Об этом – в следующий раз.

0

8

. А если и это, по-вашему, опасность небольшая, то не менее страшно, а, пожалуй, даже и пострашнее, когда в открытом море две галеры идут на абордажный приступ, сойдутся, сцепятся вплотную, а солдату приходится стоять на таране в два фута шириной. Да притом еще он видит пред собой столько же грозящих ему прислужников смерти, сколько с неприятельской стороны наведено на него огнестрельных орудий, находящихся на расстоянии копья, сознает, что один неосторожный шаг - и он отправится обозревать Нептуновы подводные владения, и все же из чувства чести бесстрашно подставляет грудь под пули и тщится по узенькой дощечке пробраться на вражеское судно. Но еще удивительнее вот что: стоит одному упасть туда, откуда он уже не выберется до скончания века, и на его место становится другой, а если и этот канет в морскую пучину, подстерегающую его, словно врага, на смену ему ринутся еще и еще, и не заметишь, как они, столь же незаметно, сгинут, - да, подобной смелости и дерзновения ни в каком другом бою не увидишь.»

Сервантес
Сервантес, как истинный знаток галер (а за ним и Дон Кихот Ламанчский) пишет не о «таране», который появился в русском переводе, а использует термин espolón, «шпора» (no le queda al soldado más espacio del que concede dos pies de tabla del espolón), который применительно к морскому делу знающие люди переводят словом «шпирон». Не надо быть осьми пядей во лбу, чтобы почувствовать разницу между тараном и шпироном.
По узким перекидным доскам перебирались на абордируемую галеру. Это даже представить страшно.

0

9

Вот старший лейтенант морской пехоты, участник непосредственный Лепанто, Мигель Сервантес свидетельствует: абордажная команда переходит на абордируемый корабль по перекидным доскам, шириной 61 см. Между двумя страшно качающимися волнами. Какая там высота волны в Ионическом море? Это же открытая акватория. В любом случае, накануне был шторм, ноябрь, где-то до 14 м. Представить страшно.

0

10

Вот знаменитый морской трюк -пробежка по веслам. Правда это викинги и драккары, но принцип тот же.

0

11

Воинских упражнений насчитывалось великое множество. Так, существовала игра мечами, которая состояла в том, что играющий брал три меча и один из них бросал вверх, а другие два немного «придерживал», то есть не бросал, а выжидал, но потом бросал и их поочередно вверх, а затем, не давая упасть, ловил за рукоятку или за клинок. Непревзойденным мастером в этом деле саги называют все того же Олава Трюггвасона.

Сага говорит, что конунг Олав был самым сноровистым из всех людей, о которых рассказывают в Норвегии. Он был необыкновенно силен и ловок, и многие рассказы об этом записаны. Олав умел ходить по веслам за бортом корабля, в то время как его люди гребли на «Змее», и играл тремя мечами так, что два были все время в воздухе, а рукоять третьего — в его руке.

Из этого рассказа становится понятно, что у викингов существовало также особое упражнение для сохранения равновесия в бою. Оно состояло в том, что человек должен был пробежать по лопастям весел на корабле во время гребли. Пример такого «упражнения» можно увидеть в известном голливудском фильме «Викинги», снятом по роману Э. Маршалла «Викинг».

0

12

Очень популярной на флоте была игра в жмурки - в условиях ночи, бури и т.д. команда должна была уметь на ощупь разобраться с такелажем и снастями. Найти на ощупь с завязанными глазами любой названный предмет снасти и такелажа - обязательное условие экзаменов на офицера, а так же тренировка и забава команды в часы досуга. На экзамене на осязательность за каждую ошибку экзаменуемый получал сорок линьков.
Есть милейшая реальная история с нашим великим генералиссимусом Суворовым. После победы над Турцией и блистательного взятия Измаила, ревнивый к чужой военной славе Потемкин законопатил Суворова в Финляндию -укреплять линию обороны. Но Суворов был человек деятельный, любое практичное поручение принимал с интересом и энтузиазмом. И вот, у Александра Васильевича возникли проблемы -для транспортировки строительных материалов и провианта ему понадобился береговой флот Балтийского залива. С этой просьбой он обратился к адмиралу Рижского гарнизона, англичанину, имевшего прозвище за выдающийся нос сэр Бушприт (корабельный киль). адмирал возразил, что сухопутному фельдмаршалу он флот не вверит. Суворов предложил пари: через две недели он сдаст экзамен на мичмана. Адмирал, как и должно англичанину, пари принял. Две недели капитаны и офицеры Балтийского флота натаскивали Александра Васильевича. Теоретическую часть он сдал с блеском. Наступил черед практической части "жмурки". Суворов без ошибки с завязанными глазами находил все части такелажа и снастей. До приказа адмирала: а теперь найдите бушприт. А это рисково -с завязанными глазами пройти по тонкому килю. но Суворов нашелся, вы понимаете как. Ухватил за нос адмирала. Сэр Бушприт рассмеялся и отдал береговой флот в распоряжение Суворова.

0


Вы здесь » Vive la France: летопись Ренессанса » Читальный зал » Битва при Лепанто