Vive la France: летопись Ренессанса

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Vive la France: летопись Ренессанса » ­Без гнева и пристрастия » Лица польского двора во время пребывания Генриха


Лица польского двора во время пребывания Генриха

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Персоны, с которыми предстоит познакомиться новому государю.

0

2

Анджей Опалинский (25 ноября 1540 — 3 марта 1593) — польский государственный деятель, каштелян пржемецкий (1560) и сремский (1569), маршалок надворный коронный (1572—1574), маршалок великий коронный (1574—1593). Староста сремский и лежайский.

Биография

Представитель польского магнатского рода Опалинских герба «Лодзя». Сын Мацея Опалинского (ум. 1541) и Ядвиги Любранской (ум. 1558).

В 1556 году Анджей Опалинский был назначен старостой сремским, в 1560 году — каштеляном пржемецким, а в 1569 году — сремским. В 1572 году он получил должность маршалка надворного коронного.

Во время бескоролевья Анджей Опалинский поддерживал кандидатуру французского принца Генриха Анжуйского и подтвердил его избрание на элекционном сейме в 1573 году.

На коронационном сейме 1574 года Анджей Опалинский был назначен маршалком великим коронным. Был одним из руководителей австрийской партии после бегства польского короля Генриха Анжуйского во Францию. Получил от Габсбургов 6 тысяч злотых и нанял более 2 тысяч немецких пехотинцев. На элекционном сейме он голосовал за кандидатуру германского императора Максимилиана II Габсбурга и отправился с посольством к нему, приглашая вступить на польский престол. После победы сторонников Стефана Батория принес ему в Раве присягу на верность и приветствовал его в Кракове. Принимал участие в подавлении Стефаном Баторием восстания в Гданьске.

В 1578 году Анджей Опалинский получил должность генерального старосты великопольского, конфликтовал с родом Гурков, будучи сторонником политики короля Стефана Батория и канцлера Яна Замойского в Великой Польше. После смерти короля Стефана Батория (1586) Анджей Опалинский продолжать поддерживать Яна Замойского.

В 1587 году на конвокационном сейме Анджей Опалинский вступил в острый конфликт с Гурками, выступал на элекционном сейме за кандидатуру пяста или шведского королевича. В 1587 году поддержал избрание на польский королевский престол Сигизмунда III Вазы. В Мальборке Анджей Опалинский приветствовал нового короля Речи Посполитой и начал пробуждать в нём недоверие к великому канцлеру коронному Яну Замойскому. В 1589 году он участвовал в подписании Бытомско-Бендзинского договора между Речью Посполитой и Австрией.

Анджей Опалинский стал врагом Яна Замойского и резко критиковал канцлера на конвокационном сейме. В 1598 году он был одним из комиссаром на переговорах с Австрией в Бендзине и Бытоме, в том же году на съезде сенаторов в Пётркуве защищал короля от атак со стороны Яна Замойского. Сыграл важную роль в том, что депутаты отклонили на пацификационном сейме проект избирательной реформы Яна Замойского, приобретя прочное положение при королевском дворе. В 1592 году при содействии Анджея Опалинского великопольские шляхтичи выступали против детронизации, на инквизиционном сейме того же года укрепил позиции короля Сигизмунда III Вазы.

Анджей Опалинский был ревностным защитником иезуитов, в Великопольше владел королевскими имениями: Ксыня, Накло, Срем, Гнезно, Копанице, Коло, Рогозьно, а в Малопольше ему принадлежали Лежайск, Рогатин и Красныстав.

Анджей Опалинский скончался 3 марта 1593 года в познанском замке, а был похоронен в Радлине.

Семья и дети
В 1558 году женился на Катарине Косцелецкой (ок. 1545—1601), дочери генерального старосты великопольского и воеводы серадзского Януша Косцелецкого (ум. 1564) и Гертруды Данаберской (ум. 1573). Их дети:

София Ядвига (1563 — после 1601), жена старосты радзиевского Яна Лещинского (ум. 1588/1589)
Пётр (1566—1600), кравчий коронный (1588), староста накловский, гнезненский, рогатинский
Гертруда (1569—1602), 1-й муж — Станислав Руджинский, 2-й муж с 1590 года каштелян каменецкий Марцин из Остророга Львовский (ум. 1590), 3-й муж с 1592 года подскарбий великий коронный Ян Фирлей (ум. 1614)
Ядвига (1571 — после 1621), муж с ок. 1586 года воевода равский Пётр Мышковский (ум. 1600/1601)
Анджей (1576—1623), пробст плоцкий (1591), староста сремский, секретарь великий коронный (1605), епископ познанский (1608)
Лукаш (1581—1654), каштелян познанский (1615), маршалок надворный коронный (1622—1634), маршалок великий коронный (1634—1650), воевода равский (1653—1654), староста лежайский, валецкий, грубешовский, кольский, одолянувский, сремский, ратненский

Иероним Буженский- коронный казначей

Подробнее

Буженский стал секретарем Сигизмунда Августа в 1552 году и казначеем в 1569 году. Биографы Генриха почти не упоминают Буженского, но в период с сентября 1573 года по июнь 1574 года он внес различные суммы денег в «королевский кошелек». Согласно статуту Александра Ягеллона от 1504 года, казначей отвечал за государственные финансы, как за поступления, так и за расходы, чеканку монет, выплату армии, включая сбор налогов для этой цели, и управление пустующими землями короны. Казначей отчитывался перед парламентом, который контролировал все государственные (включая королевские) расходы. Буженский был также жупником краковским (upnik krakowski): управлял компанией, которая торговала солью из королевских рудников Велички и Бохни, одного из основных источников дохода короля. Фактически, доходы и расходы Генриха тщательно проверялись и контролировались государственным чиновником, которого он не назначал и с которым он не обязательно имел близкие отношения.
Более того, Буженский был протестантом и подписал Варшавскую конфедерацию; он скептически отнесся к кандидатуре Генриха после резни в День Святого Варфоломея, но в конце концов поддержал Генриха как (!!!) зло меньшее, чем Габсбурги. Известно, что он предупредил Жана Монлюка, французского дипломата, возглавлявшего избирательную кампанию Генриха, что у Генриха в этом королевстве будет больше причин бояться нации, чем нации бояться его суровости, если он вдруг захочет поставить под угрозу их образ жизни и гражданские свободы.
Так что понятно, почему Генрих был настолько полон решимости сделать французский доход своим частным фондом. Стань он частью государственной казны, Буженский контролировал бы и его.

Обычно королевским кошельком управлял придворный казначей, менее высокопоставленное лицо, но Сигизмунд Август не назначил его повторно после смерти Яна Лутомирского в 1567 году и предоставил Буженскому исполнять эти обязанности единолично до 24 мая 1574 года.
Затем Генрих назначил Якуба Рокоссовского, еще одного участника Варшавской Конфедерации. Рокоссовский занимался такими вопросами, как выплата жалованья членам двора Сигизмунда Августа в мае 1574 года. Вероятно, он также принимал кое-какие повседневные решения по провизии. Тем не менее, Буженский отвечал за обеспечение королевского двора на протяжении большей части польского правления Генриха и, как коронный казначей, следил за деньгами, которые поступали в королевский кошелек на протяжении всего пребывания Генриха в Польше.
Это гостеприимство Буженского было весьма неоднозначным. Оно демонстрирует, что вопрос о французском окружении Генриха вызывал изрядное напряжение. Как уже было сказано выше, Генрих не придерживался парижского соглашения о том, что он возьмет с собой только нескольких французов, которые уедут вскоре после коронации.

Станислав Карнковский, епископ Куявский

Скрытый текст

(польск. Stanisaw Karnkowski; 10 мая 1520, Карнково — 8 июня 1603, Лович) — епископ Вроцлавский с 1567, архиепископ Гнезненский и примас Польский с 1581, великий секретарь коронный, секретарь королевский.

Вырос при дворе своего дяди, Яна Карнковского, епископа Вроцлавского. В 1539 поступил в Краковскую Академию, затем в Падуе получил степень доктора «обоих прав» (то есть гражданского и канонического), учился также в Виттенберге. В 1555 году был назначен секретарём короля Сигизмунда Августа, с 1558 — коронным референдарием, а в 1563 стал великим секретарём коронным.

C 1567 служил в качестве епископа Куявского. Как первый епископ польский, выполняя решения Тридентского собора, 16 августа 1569 он основал первую в Речи Посполитой духовную семинарию во Влоцлавеке. Активно боролся с протестантским влиянием в епархии и был сторонником более жёстких мер в отношении лютеранского Гданьска, благодаря чему стал неформальным лидером контрреформации в Польше. 18 сентября 1572 года возглавил парламентский комитет по вопросам урегулирования статуса Гданьска, результатом работы которой стали т. н. статуты Карнковского, урегулировавшие правовой статус города.

+1


Вы здесь » Vive la France: летопись Ренессанса » ­Без гнева и пристрастия » Лица польского двора во время пребывания Генриха