Vive la France: летопись Ренессанса

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Речь Посполитая

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Структуру государственного управления во Франции, французского королевского двора, примерный уклад жизни мы все себе недурственно представляем. Об этом уже многое сказано-пересказано и в документальной и в художественной литературе, читано-перечитано, желающим припасть - пожалуйста, к господину Шишкину, например. С Речью Посполитой все сложнее. Для начала - сведений намного меньше и они почти не структурированы.  Остается искать разрозненные материалы и попытаться на их основе сложить представление. Более того, львиная их доля на иностранных языках, и хорошо, когда это английский, но многие на польском, что весьма логично. И все же попробуем это сделать.

+1

2

Особенности национальной охоты польского характера глазами современников.

Заметим между прочим, что мы лишь перевели главы из книги маркиза де Ноайля (начало 19 в.) о польском правлении Генриха, а тот собрал свидетельства современников, так что если вдруг кому-то что-то покажется не слишком лестным, позиция администрации - нейтральная  http://www.kolobok.us/smiles/light_skin/biggrin.gif

Руджери, который провел несколько лет при дворе Сигизмунда-Августа, рисует следующий портрет местной знати.

«Из всех народов по ту сторону Альп, - говорит он, - поляки, пожалуй, лучшие; дворянство особенно вежливо и гостеприимно. Хотя поляки и наделены большим умом, но не любят углубляться в суть вещей; они охотнее познают то, что уже было открыто, чем сами открывают что-то новое, как в науках, так и в искусстве. Они вовсе не стремятся к совершенству, слишком любя свои богатства, они избегают упорного труда, посвящая все свое время оружию и земледелию, и с усердием предаются удовольствиям.»

У рыцарственной, великодушной, отважной, любящей сражения, исполненной патриотизма польской шляхты наряду с этими прекрасными качествами также имелись и свои недостатки: строптивый и подвижный ум, излишне независимый нрав, расточительство, величайший беспорядок в частных делах, злоупотребление застольными удовольствиями, постоянная потребность блистать и пускать пыль в глаза, особая надменность, вот свойства польского характера по мнению большинства писателей. «Надобно, - говорил герцог Неверский, - искоренять общие пороки королевства, коими являются пьянство и расточительность».

Польский историк xv века, которого мы не раз цитировали, Длугош, так описывает характер своих сограждан: «каждый народ, - говорит он, - обладает определенными качествами и пороками, которые можно назвать национальными. Польскому характеру присуща зависть. Уж не знаю, унаследовали они ее от своих предков, либо витает что-то в воздухе, либо таково таинственное влияние климата и звезд, или же они завидуют добродетели других, стремясь сравняться с ней. Некоторые авторы считают, что Хам - прародитель поляков и всех славян, и что, высмеяв своего отца Ноя, он обрушил на всех своих потомков тяжесть отцовского проклятия. Этот народ произвел на свет несколько выдающихся гениев, и этих немногих в собственном отечестве так и не сумели оценить».

Далее Длугош рисует следующий портрет дворянства: «Польские дворяне больше всего любят славу и богатство, они ищут опасностей и презирают смерть. Они легко держат свое слово и легко забывают свои обещания. Они завидуют равным и угнетают подчиненных. Расточая свои слова и свое состояние, которое они спускают в безумных тратах, они верны своему монарху, доброжелательны к иностранцам и наиболее гостеприимны из всех народов христианского мира. Их мания - исправлять не себя, а своих начальников. Фанфароны, большие краснобаи, настоящие герои театральных подмостков. И я говорю не только о людях, это национальная мания. Мы тщеславны и легкомысленны, нас не волнуют наши каноны и наши уставы, и, вопреки Богу и закону, мы создаем себе ситуацию, которая однажды закончится какой-то великой катастрофой».

Именно в провинции, в в резиденциях знати, бурлила жизнь польского гения. Это важно учитывать, если хотите его разгадать. Именно здесь был центр его политических интересов, его частных дел, его привязанностей и удовольствий. На своих землях польский дворянин сам контролировал деятельность своего поместья. Охота и дружеские визиты заполняли его досуг. Он ездил на местные сеймы, заседал в провинциальных судах, иногда отправлялся воевать против татар или вслед за каким-нибудь вельможей отправлялся в экспедицию в Молдавию.

Его честолюбию не давали покоя соблазны земных почестей и постов, которые можно было получить только внутри воеводства. Именовались эти должности весьма громко: камергер, меченосец, кравчий, хорунжий, дворецкий, трибун, судья, нотариус, казначей, ловчий, оруженосец и многие другие, поскольку, несмотря на демократический дух, царивший в Польше, там очень любили титулы и трепетно относились к отличиям. Все эти разнообразные должности пошли с тех времен, когда Польша была разделена на несколько княжеств, каждая провинция имела своего князя и двор. Ставшие впоследствии сугубо почетными, почти все они, по крайней мере, были, однако, весьма востребованы. Их счастливые обладатели иногда, когда король приезжал в их воеводство, имели возможность исполнять свои обязанности.

+1

3

«В королевстве польском бесконечное количество званий и должностей», - говорит Виженер (Блез де Виженер, французский дипломат), - Поскольку все должности необходимы для службы королю, в основном когда он ест и пьет, в каждом уважающем себя городе есть те, кто их занимает. Тем более, что, когда король путешествует по делам королевства или для своего удовольствия, везде, где он останавливается, непременно должны принять его и его свиту, вплоть до самых маленьких собак и птиц, которых он держит. А значит, повсюду есть управляющие, стольники, подстольники, кравчие, конюшие, егеря, сокольничьи и другие, которые служат ему каждый в свой черед. Кажется очень разумным и благородным, что все подданные князя оказывают ему почет и служат ему в свой черед, поскольку весь этот банкет - за их счет."

Польское дворянство любило роскошь и пышность. Большие вельможи, патриции жили в окружении множества слуг и клиентеллы, которые составляли для них настоящий двор. Родители отправляли своих сыновей в замки своих соседей или друзей, чтобы они несколько лет прослужили пажами или оруженосцами и научились обращаться с оружием и вообще узнали жизнь. Таким образом, молодые дворяне поступали на службу к тем, кто раньше служил вместе с их родителями. В этом не было ничего унизительного; напротив, такой метод считали весьма полезным для становления молодежи.

Знатные девицы также поступали на службу к дамам.

«Знать, - писал нунций Руджери, - обычно живет в величайшей роскоши; держат во множестве лошадей и слуг, и нередко можно встретить вельмож со свитой из сотни слуг, а иногда и больше, которые сопровождают их на лошадях в путешествиях или следуют за ними пешком, когда они отправляются прогуляться по городу. Сенаторы никогда не появляются без сопровождения своих придворных и толпы слуг. Знатным дамам также предшествует процессия кавалеров и их домочадцев. Вся эта знать постоянно в движении, ездит в гости к друзьям и родственникам, иногда на расстояния до ста миль, что для них не составляет труда, так как у них много лошадей и экипажей и они возят с собой все необходимое для поездки. Все проявляют беспредельное гостеприимство. За исключением самых крупных городов, здесь нет гостевых домов, так что ночевки происходят в домах местных господ, только весь скарб нужно привозить с собой; вплоть до постельного белья, потому что его вам никогда не предоставят, даже в домах самых крупных вельмож.

+1

4

Липпомано также говорит в своем отчете о роскоши польских господ. «Им нравится, - пишет он, - элегантно и богато одеваться; летом обычно носят шелковые ткани, зимой расшитые золотом и серебром, дорогие меха. Одни одеваются по-итальянски, другие по-венгерски и бреют головы, как татары. Больше всего они любят прекрасное оружие и хороших лошадей; нам часто приходилось видеть у них сабли, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, и ездят они на великолепных лошадях, богато запряженных, с седлами, покрытыми вышивкой и всевозможными украшениями. Слуги одеты так же великолепно, как и их хозяева, потому что «каждый дворянин, если у него небольшое состояние, содержит большой дом, не беспокоясь о расходах. Многие тратятся не по средствам. Одним словом, поляки любят пофорсить, позволяют себе роскошь и изобилие, чтобы пускать пыль в глаза и видеть, как им рукоплещут.

Прежде всего, застолья в Польше роскошью превосходили все пределы. Трапезы длились по семь, восемь часов, самые разнообразные блюда сменяли друг друга без перерыва, медовуха и венгерские вина лились рекой. По словам одного французского историка, жизнь текла в «постоянных попойках».

Гости бесконечно поднимали тосты друг за друга, спорили, кто кого перепьет, а не взять бокал в руку было серьезным оскорблением. Приходилось пить или драться. Отсюда ссоры и схватки на саблях. Но вскоре эти мимолетные бури тонули в национальном тосте «kochajmy cię» (Будем любить друг друга), который обезоруживал вояк и возрождал старую дружбу, которой миг назад угрожал разрыв. Хорошей едой больше всего славилась Литва; как лучшие питухи, пальму первенства завоевали мелкие мазовецкие дворяне.

Свита крупных вельмож не уступала своим хозяевам. На заднем дворе пировали и пили так же как и в замке. Со своей стороны, мелкие дворяне на службе у больших вели сладкую и радостную жизнь. «В Польше, - пишет Гвагнин (Александр Гвагнин Веронский), - лучшим слугой считается тот, кто лучше всех умеет опорожнять свой стакан в честь своего хозяина. Случись слуге отсутствовать на месте, он всегда может оправдаться тем, что пошел выпить за здоровье своего господина и тот вместо того, чтобы разгневаться, благодарит».

Таково было это польское общество шестнадцатого века, благополучное и мирное, счастливо наслаждающееся жизнью. Удовольствия, однако, не поглощали умы до такой степени, чтобы помешать серьезным занятиям и учебе. Мы уже говорили, что эта эпоха была щедра на литературные произведения, и что в Польше тогда имелись известные историки, публицисты и поэты. Художественная литература у знати была в большом почете.

Дух дворян формировался в ходе политической борьбы, и их постоянное участие в государственных делах требовало обширных и разнообразных знаний. Воспитание молодежи было особенно тщательным. В Польше свободно говорили на нескольких иностранных языках, немецком, французском и итальянском, который вошел в большую моду со времен королевы Бонны. Но больше всего внимания уделяли латыни. Долгое время сеймы проходили только на латыни. Почти все законы были написаны на латыни, считающейся официальным языком, и только в шестнадцатом веке польский язык занял свое место в политических дискуссиях и законодательстве. Но люди еще долго продолжали говорить на латыни даже в быту.

+1

5

По словам нунция Руджиери, в Польше на латыни говорят все, вплоть до обычных ремесленников, и каждый может легко выучить этот язык, потому что государственные школы есть во всех городах и почти во всех деревнях. Дамы тоже элегантно изъяснялись на языке Цицерона. Итальянец Гваньен восхищается латинским произношением поляков, а Кромер добавляет: «Находясь в Польше, вы можете подумать, будто вы в самом сердце Лацио». Закончим этот очерк о нравах старого польского дворянства, вспомнив одну из самых ярких черт их характера - это дух братского милосердия, религиозные и христианские идеи, которыми они вдохновлялись в политике. Знать видела себя большой общиной, большой семьей, члены которой, все равные между собой, были объединены самыми священными узами и действовали всегда весьма сплоченно.

Мы часто встречаем у старых юристов такое выражение: "Nos nobiles milites totaque communitas" (Мы, дворяне, солдаты и единая община). Еще часто звучит слово "fraternitas" (братство). Обращаясь друг к другу, дворяне обычно называли себя братьями.

В Польше, как и в других странах с монархией, дворянство жаловал король. Но была в этой стране особенность: дворянство можно было получить путем геральдического усыновления, то есть дворянская семья могла принять под свой герб семью, которая на свой собственный права не имела. В Польше герб не был, как в остальной Европе, собственностью и собственностью и отличительным знаком одной семьи; один герб делили между собой несколько родов, которых не объединяли узы крови, но они образовали этакие дворянские кланы.

Религиозная идея, христианская идея, которая витала над политическими институтами Польши, постоянно появляется в тексте самих законов. «Статуту» или «конституции» всегда предшествуют отдельные включения, основанные на высших принципах морали и религии. Мы уже приводили пример этого, цитируя по вопросу о Литве фактический текст Акта о союзе, обнародованного на Сейме в Городло. Не ища других доказательств в крупных исторических актах или польском законодательстве, мы ограничимся тем, что приведем анекдот из мемуаров Жана Шуанэна, секретаря и соратника епископа Валанса. Он относится к периоду избрания герцога Анжуйского и возвращает нас к нашей основной теме, от которой нас до сих пор удерживала необходимость осветить исторический курс Польши при Ягеллонах и рассказать о внутреннем устройстве польского государства, прежде чем рассказывать об изменениях, которые оно будет претерпевать. Из этого анекдота мы увидим, что в разгар политических сделок мысль о Боге и его провидении не покидала умы поляков, и что Монлюк, если он иногда забывал, что он епископ, всегда знал, как выйти из ситуации, будучи человеком остроумным.

+1

6

«Означенного епископа Валанса  навестил один главных членов Сената в Конине, где у него была резиденция», - пишет Шуанэн, - «под предлогом того, что услышал известия о сьере де Баланьи, с которым водил дружбу со времен болезни последнего, ныне покойного короля; обняв его, епископ сказал, что не хочет упускать возможность его уговорить встать на нашу сторону и озвучил ему все самые убедительные причины. Тот ответил, что избрание короля - дело святое и священное, и неверно полагать, что оно зависит от человеческого вмешательства. Решение зависит от Господа, Который коснется сердец выборщиков и представит им того, кого рассудит поставить над ними священной особой, помазанником. Это были его собственные слова; на этот, как казалось, упрек и напоминание о Боге, епископ сказал, что в таком напоминании нет надобности, поскольку все сказанное ему, как писателю, уже известно. Он заметил мимоходом, что когда человек заболел и просит врача, родственнику или другу, который за ним ухаживает, недостаточно ответить - "Бог тебя исцелит". Истинно мудрый советчик скажет, что самому знающему и опытному врачу Бог позволит сделать для больного все необходимое. Так что мы должны понимать: Бог не пошлет ангела, дабы указать на священную особу, которая станет помазанником; достаточно того, что Он поможет нам понять, какими добродетелями обязан обладать хороший правитель; и если польские господа изберут такового, можно будет с уверенностью сказать, что так предопределил Бог."

Таковы некоторые черты, которые отличали польское дворянство в шестнадцатом веке.

+1