Королевская соколятня была заведением грандиозным. На содержание ее требовалась кругленькая сумма - около 36000 ливров в год. Еще бы: около трех сотен птиц, множество слуг, что ими занимались, и помимо них еще полсотни дворян. А подчинялось всё это Главному Сокольничьему Франции. Почетнейшая и весьма доходная должность уже около десяти лет закрепилась за знаменитым домом де Коссе, тем самым, который через какое-то время породнится с фаворитом короля Сен-Люком.
Нынешний сокольничий, Шарль де Коссе, занял это место при печальных обстоятельствах. При осаде Мюссидана, что в Перигоре, геройски пал его старший брат, первенец и надежда семейства*. Легенды ходили об отваге на поле брани графа Тимолеона де Коссе, который воспитывался вместе с покойным королем Карлом IX. Теперь его брат уже седьмой год как занимал это место.
Стоит заметить, несмотря на молодость, Коссе справедливо признавали истинным знатоком своего дела. Покойный король Карл был страстным любителем охоты всех видов и, что уж тут скрывать, уделял ей гораздо больше времени, чем управлению государством и предавался ей куда как с большим удовольствием. Понятно, что как настоящий знаток, автор охотничьих трактатов, которые дошли и до нас, этот государь этот был очень требователен и щепетилен во всём, что касалось охотничьих дел. Уж он не стал бы держать на таком месте человека, который бы не устраивал его, и не посмотрел бы, какого тот рода.
Сейчас граф как раз находился на соколятне, самолично осматривал новых питомцев и давал точные распоряжения на их счет. Это были "рыжие" сокола, почти соколята, которые только недавно сменили пух на на перья, но опытный глаз уже мог понять, чего они будут стоить в будущем, если надлежащим образом ими заняться.
Сокольничий явно остался увиденным доволен и как будто не слишком удивился, когда ему доложили, что сюда направляется королева Наваррская. Он знал королевскую сестру как особу увлеченную, и хотя соколятня и была преимущественно мужским царством, но та не привыкла что-либо упускать.
- Хорошо, - спокойно отозвался он, - приготовь всё, что нужно.
С полным достоинства поклоном молодой человек встретил высокую гостью и ее спутницу.
- Ваше Величество, я счастлив Вашему посещению. Позвольте я догадаюсь, вы пришли посмотреть новых птиц? Они наверху. Прошу вас. Сударыня, - он приветственно кивнул мадемуазель де Клермон.
Павильон, где располагалась соколятня, состоял из двух этажей. На первом, как это часто бывало, находились хозяйственные службы, а на втором содержали птиц. Вела туда невысокая изящная винтовая лестница по моде времен короля Франциска, удобная и не слишком узкая, но не предназначенная для двоих человек. Таким образом, пропустив вперед Маргариту Валуа и ее спутницу, он сам оказался прямо за мадемуазель д'Амбуаз.
- Догадайтесь, кого я действительно счастлив видеть? - шепнул он в каштановые завитки на нежной шее той, которая уже долгое время накрепко держала в своих цепких пальчиках его душу и сердце; коснулся талии.
Скрытый текст
*Об этом трагическом случае подробно рассказывает в своей книге Пьер Шевалье.
Захватив на реке Дроне Обтер, герцог (Анжуйский) подошел к Мюссидану (город, стоящий на слиянии Ислы и Краипсы). Этот город был одним из возможных пунктов прохода гугенотов, а его гарнизон насчитывал около 400 человек. Во время первого штурма погиб один из храбрейших воинов армии короля, виконт де Помпадур. Желая отомстить за смерть Помпадура, Тимолеон, граф де Коссе-Бриссак, генерал-лейтенант пехоты, известный своим несравненным мужеством и отвагой, пробил артиллерией брешь в стене. За ней открылся внешне покинутый дом. Бриссак послал одного из солдат на разведку. Тот сообщил, что дом пуст. Подозрительный Бриссак послал еще одного, который принес такое же сообщение. В третий раз Бриссак послал разведчика, на этот раз офицера, капитана Герена. Он принес то же известие, что и раньше. Бриссаку только и оставалось, как самому туда пойти. Но как только он вышел вперед, раздался первый выстрел из аркебузы. Он не задел молодого генерала и тот смог обернуться и предупредить своих людей. Однако второй выстрел был точен. Бриссак упал на землю, не издав ни звука, так как пуля прошла ему через рот. Виллеруа передает, что Бриссак всегда возвращался целым и невредимым из всех сражений, в которых принимал участие: «Считалось, что имя Тимолеон приносило ему счастье». Разъяренные гибелью своего горячо любимого командира, его люди бросились на штурм города и разнесли на кусочки все, что попалось им на пути.
- Подпись автора
Сокол рвется из рук чужих: жить в неволе ему — не след.
Если с соколом муж не схож, он и Богу служить не гож —
Муж ли тот, у кого хорош лишь в очах его ясный свет?