Vive la France: летопись Ренессанса

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Vive la France: летопись Ренессанса » 1570-1578 » L'est » Венецианское стекло так хрупко, Тенедос май 1971 года


Венецианское стекло так хрупко, Тенедос май 1971 года

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Действующие лица: Орхан, Эсфирь и Юсуф-паша.

+1

2

Эсфирь-хатун ранним утром любезно беседовала с молодым таможенником, сверявшим с таможенным списком закупленный кирой на Бозджааде оптовый товар. Фира, облокотившись на стол, просматривала  список. Затем, поправив на прямом носике очки (приобретение венецианской оптики с Крита), вежливо заметила:
- Я скромно мыслю, почтенный Салиш-челеби, что вы рано мамину титю сменили на чалму, очки, гусиное перо за ухом и счеты. В списке указано: двенадцать дюжин венецианских бокалов с эмалевыми медальонами. Бокалов. А вы ищите армуды. Почтенный Салиш-челеби, бокал и армуд разные сосуды. Бокал, он на ножке. А где у армуда ножка? Вот бокалы. Вот на них эмалевые медальоны. Их двенадцать комплектов. Дюжина это двенадцать. В каждом комплекте двенадцать бокалов. Каждый комплект отличается рисунками на медальонах. Тут розы, а на этих лилии. Считайте, Салиш-челеби.

В крепостной таможне Эсфирь была на рассвете. Собственно, остров Бозджаада был большим санитарно-пропускным и таможенным пунктом двух великих торговых путей: французов через Милос и венецианцев через Негрополис. Утром Юсуф-паша, пожелав Фире удачи, углубился в бухгалтерские отчеты. Его начальник Энвер-паша, когда надо было подсчитать годовые налоги и составить отчет, требовал себе счеты, чернила, двадцать гусиных перьев, четыре чашки кофе с кардамоном и Юсуфа-пашу. По словам манисского дефтердара, у его зама цифры в голове выстраиваются в столбики, столбики в таблицы, таблицы ложатся на листы, а листы распределяются по ячейкам на полках.

В сопровождении Озгюра-аги, хозяина гостеприимного дома и порученца Юсуфа-паши, который был вхож в таможню, можно сказать, с ноги в дверь, Фира прошмыгнула на таможню, минуя очередь:
- Спокойно, господа, спокойно. Я от военного коменданта по срочному делу.

Быстро уладила всю канцелярскую бюрократию, оплатила налоги, фрахт (ну как  оплатила. Деньги за фрахт галеры-фусты "Юсуф" ей утром дал хозяин и тезка галеры), на складе с юным Салишем-челеби пересчитали товар: венецианские зеркала, сервизы и бисер, якобы купленные у оптовиков на Крите, а на деле из-под полы у венецианской посольской свиты, проследила чтобы товар, бережно переложенный соломой и хлопковой тканью был упакован я ящики, ящики опечатаны, список тоже заверен печатью и сопроводила грузчиков на пристань:

-Осторожно, осторожно, дубины! Не дрова несете! Там стекло, черти!
На причале покачивалась быстрая узкая галера-фуста "Юсуф-паша", на двадцать четыре весла, на носу справа-слева нарисованы два лукавых глаза с подведенными стрелками, тайно срисованные с глазок Фиры. С такими же предостережениями ящики с хрупким товаром были погружены, закреплены веревками к бортам и ящиками с песком. К этому времени на причал прибыли калфа с Диной (зачем ребенка с утра на таможне мучить, пусть поспит), Юсуф-паша со слугами проследить за погрузкой и отплытием. Пара часов -фуста галера быстрая и Эсфирь будет на суше. А там её с товаром в Чанаккале встретят слуги Израэля -эфенди, ещё пара часов в крытой повозке и она дома.

Отредактировано Эсфирь (2025-06-23 01:13:46)

+2


Вы здесь » Vive la France: летопись Ренессанса » 1570-1578 » L'est » Венецианское стекло так хрупко, Тенедос май 1971 года