Vive la France: летопись Ренессанса

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Краков

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Все о стольном граде Речи Посполитой

0

2

http://forumupload.ru/uploads/0012/71/6d/2/t417129.png

Краков в 1493. Гравюра на дереве из нюрнбергской хроники Хартмана Шеделя; вид с запада, слева - предместье Казимеж

http://forumupload.ru/uploads/0012/71/6d/2/t347428.jpg

Город чуть крупнее

http://forumupload.ru/uploads/0012/71/6d/2/t835404.jpg

Краков в конце 16 века, Герог Браун; вид с востока, слева - предместье Клепаж

Внимание, все картинки здесь и ниже - кликабельны!

0

3

http://forumupload.ru/uploads/0012/71/6d/2/t119784.jpg

Короолевский замок в 1536 году, ведута Матиаса Герунга

0

4

http://forumupload.ru/uploads/0012/71/6d/2/t271515.jpg

Вид на Вавель с Севера. Гравюра 1581 года из книги "Конституция, статуты и привилегии"

0

5

http://forumupload.ru/uploads/0012/71/6d/2/t954521.jpg

Вавель с северной стороны. Гравюра 1618 года, Г. Браун и Ф. Хогенберг

0

6

http://forumupload.ru/uploads/0012/71/6d/2/t681354.jpg

план королевского замка:

1 - ротонда св. Феликса и Адаукта,
2 - ротонда св. Марии (ныне не существует),
3 - Часть паласа
4 - зал с 24 колоннами,
5 - Иорданская башня (Йорданка)
6 - башня Курза Стопа (куриная лапа, очень благозвучно, я считаю)
7 - Датская башня
8 - Сенаторская башня или Любранка
9 - королевская кухня

0

7

http://forumupload.ru/uploads/0012/71/6d/2/t422944.jpg

реконструкция Вавельского холма семнадцатого века:

1-королевский замок
2-кафедральный собор
3-старосцинские дома
4-конюшни
5-церковь Святого Михаила
6-церковь Святого Георгия
7-дома духовенства
8-Соборная школа
9-королевские кухни
11-Воровская башня
12-Сандомерская башня
13-Богородичная башня
14-Дворянская башня
15-Тенчинский двор с башней
16-Сенаторская башня
19-Гродзские ворота
20-королевский арсенал

0

8

http://forumupload.ru/uploads/0012/71/6d/2/t690627.webp

Вавель. Современный вид

0

9

Королевская дорога

Условный маршрут через историческую часть Кракова, который проходит через весь Старый город (польск. Stare Miasto) с севера на юг. Издавна короли, приезжавшие в Краков, проезжали через весь город в Королевский замок на Вавеле, величественно возвышающийся над рекой Вислой. Это была самая, как сказали бы сейчас, престижная дорога, именно вдоль всего королевского пути строились дома вельмож того времени, церкви, соборы.

1) Рыночная площадь Клепажа
2) Барбакан (польск. Barbakan)
3) Городские стены, Ворота Флориана (польск. Mury obronne, Brama Floriaska)
4) Флорианская улица (польск. Ulica Floriaska)
5) Площадь Главный Рынок (польск. Rynek Gуwny)
6) Мариацкий костёл (польск. Kociу Mariacki)
7) Мариацкая площадь (польск. Plac Mariacki)
8) Суконные ряды (польск. Sukennice)
9) Костёл Святого Войцеха (польск. Kociу w. Wojciecha)
10) Костёл Святой Троицы (доминиканцев) (польск. Kociу witej Trуjcy)
11) Площадь Всех Святых (польск. Plac Wszystkich witych)
12) Дворец Велопольских (современное название. Велопольский дворец был построен в 1535–1560 годах для гетмана Яна Тарновского. После смерти Тарновского в 1561 году дворец перешел в руки семей Острожских и Замойских)
13) Костёл францисканцев (польск. Kociу w. Franciszka z Asyu)
14) Костёл Святых Петра и Павла (польск. Kociу witych Apostoуw Piotra i Pawa )
15) Костёл Святого Андрея (польск. Kociу w. Andrzeja)
16) Вавель (польск. Wawel)

0

10

Венценосная обитель

Олицетворением Кракова, а следовательно, и всей Польши, всегда был Вавель. Сюда со всей Европы съезжались знаменитые личности – мыслители, историки, поэты, люди искусства. Бывал здесь и великий гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский, назвавший Вавель средоточием гуманитарных наук. Жившие когда-то на Вавеле бенедиктинцы и доминиканцы активно внедряли в местную жизнь науку и, как ни странно, стремление к роскоши. Об этом свидетельствуют не только орденские хроники, но и найденные при раскопках красивые костяные и золотые изделия, ценные образцы ткачества, несомненно, созданные монахами. Известно также, что здесь очень рано были открыты духовная семинария и первая библиотека, богатая рукописями античных историков, юристов и литераторов.

Красивейший замок – бывшая резиденция Пястов, Ягеллонов и Вазов – на протяжении веков много раз испытывал переделки, неизменно оставаясь образцом старинного зодчества. В первую очередь он поражает разнообразием архитектурных стилей, от мрачной романики до радостного ренессанса.

Сначала обитель польских королей представляла собой небольшой хорошо укрепленный дом, или, как его называли на латинский лад, палатиум. Затем на Вавельском холме появился скромный замок в романском стиле, служивший резиденцией князьям краковским. Архитектура в ту эпоху была замкнута и тяжеловесна: массивные стены, мощные столбы и колонны, узкие оконные проемы придавали сооружению вид крепости, чем, собственно, оно и являлось.

К XIV веку замок превратился в массивное готическое сооружение со сторожевыми башнями, которое служило как для обороны, так и в качестве темницы. Судя по тому что пустовали они редко, злодеи на польской земле не знали пощады. За толстыми стенами Воровской башни томились те, кто разворовывал краковскую казну. В Шляхетской башне содержались дворяне, провинившиеся перед королем, в Девичьей башне – преступницы из знати, а о заключенных Сенаторской башни можно догадаться по названию.

Датская башня единственная из всех избежала участи быть тюрьмой. Однажды она послужила парадными апартаментами для датского короля Вальдемара, прибывшего в качестве почетного гостя на свадьбу короля Ягелло.

Во внутреннем дворике западного крыла замка находятся фрагменты храма Пресвятой Девы Марии (Святой Феликс и Адаукт), самой старой вавельской постройки, создание которой датируется весьма приблизительно X–XI веком. Отличаясь простым стилем и грубоватыми формами, она походит на ротонду и является типичным сооружением эпохи Каролингов.

В XVI веке при королях из рода Ягеллонов Александре и Сигизмунде Старом замок предстал взору горожан в новом великолепном виде, словно пожелав показать мастерство и вдохновенный талант своих создателей – Франческо Флорентина, Бартоломео Береччи и Ганса Дюрера. Не разрушая оставшегося готического здания, приезжие архитекторы возвели грандиозный дворец в стиле ренессанс, включив старые постройки в новый ансамбль. Каждое из четырех крыльев дворца получило по башне, устроенной там, где стыковались фасады. Общая концепция строений должна была выразить в символах хвалу добродетельности польских королей. Часть элементов – расписные карнизы, деревянные своды, резные порталы – сохранилась и поныне.

Полихромность в росписях галерей и внутренних стен свидетельствует о том, что зодчие и художники рассматривали цвет как основную составляющую украшения замка. Изящные галереи, массивные порталы и балюстрады, ошеломляющие своей сложной изысканной резьбой, аркады внутреннего дворика, медные водостоки, похожие на драконов, разнообразие форм и линий, богатая палитра красок создают ощущение праздника. Кроме того, не в пример другим европейским дворцам, величавый и монументальный Вавельский замок позволял своим владельцам жить в тепле и комфорте. Архитекторы потрудились над системой отопления, устроили множество ванных комнат и несколько клозетов, не забыв о больных, для которых было предусмотрено специальное помещение.

Первый этаж занимали разнообразные служебные помещения: склады, канцелярия, судебные палаты. Здесь также находилась королевская сокровищница, занимавшая несколько комнат. В ее готических залах с XV века хранились польские коронационные регалии и ценности государства, в том числе и Щербец – коронационный меч Болеслава Храброго. По преданию, этот меч ему вручил ангел, чтобы побеждать врагов с Божьей помощью. Болеслав, придя на Русь, ударил мечом в Золотые ворота Киева, отчего меч получил небольшое повреждение – щербину. С тех пор стал он называться Щербецом.

Другая драгоценность – золоченый меч Сигизмунда Старого, которым король посвящал в рыцари. Архитекторы эпохи ренессанса не посмели уничтожить находившуюся в этой части дворца башенку со смешным названием «Курья лапка», выдававшуюся за крепостную стену. Когда-то она была сторожевой, а затем королева Ядвига облюбовала ее для своих покоев.

В подземелье была устроена оружейная палата, где герцоги и короли могли держать под замком свои мечи, доспехи и прочую весьма дорогостоящую амуницию. Сегодня в этой части дворца находится постоянно действующая выставка парадного и боевого оружия разных времен. Представленное на ней вооружение конных воинов XVII–XVIII веков составляют седла и упряжь, а также уникальные образцы холодного оружия: мечи, рапиры, кинжалы, шпаги и сабли. О принадлежности и назначении всех предметов легко догадаться по выразительной символике.

Ренессансная часть замка поражает парадным великолепием. Радует взор внутренний дворик – окруженный гирляндой залов, он дарит чувство легкости и гармонии. Когда-то на втором этаже расположенного в этой стороне дворца находились королевские покои. Западное крыло принадлежало королеве и фрейлинам, а южное было занято комнатами короля и рыцарей из его свиты.

Залы третьего этажа служили для приема гостей, послов, здесь же проходили советы, церемонии и балы.

Поражает простором, изысканностью и богатством убранства Сенаторский (Тронный) зал; не менее великолепны залы Турнирный и Войсковой (Зал смотра войск). Особым величием выделяется Посольский зал: украшенный фризом, протянувшимся через все помещение, он был расписан Гансом Дюрером, который вдохновлялся сочинением Кебеса и, по примеру античного философа, образно показал человеческую жизнь от рождения до смерти. Гордостью Посольского зала является потолок, оформленный резным панно «Вавельские головки», созданным в 1540 году мастером Себастьяном Тауэрбахом. Вначале изящных головок было 194, но после сильного пожара в XVII веке осталось только 30. Каждая из них уникальна, поскольку резчик изображал конкретных людей, в частности придворных, тонко передавая черты лица, прически и детали одежды.

Время сохранило уникальную коллекцию фламандских шпалер короля Сигизмунда Августа Ягеллона – огромных полотен XVI века, на которых различные библейские и реальные события изображены на фоне удивительных пейзажей. Уникальность коллекции заключается в том, что все было сделано в одну эпоху, по одному заказу и одним производителем гобеленов специально для создания неповторимых парадных интерьеров Вавельского замка. Истинным сокровищем можно считать старинные портреты королей. Бесценны изображения исторических личностей, как полководцев, так и простых воинов – героев самых громких сражений, картины эпохи Ренессанс и итальянская мебель.

Источник

0