Vive la France: летопись Ренессанса

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Vive la France: летопись Ренессанса » ­Без гнева и пристрастия » Все для всадника или о лошадях


Все для всадника или о лошадях

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Слово «сбруя» издавна применялось для обозначения оснащения и относилось к доспехам солдата. Сегодня этим словом обозначают принадлежности упряжи рабочей лошади, например ломовой или тягловой. В применении к верховому скакуну под сбруей, которую в данном случае называют «упряжью», понимают седло и уздечку. Уздечки вряд ли изменились с древнейших времен; уздечки, которыми пользовались в Средние века, едва ли принципиально отличались от уздечек времен Римской империи или уздечек викторианской Англии. Напротив, седло изменялось, причем очень сильно. В древние времена седел не было вообще, а средневековое седло отличается от современного. Итак, займемся традиционной упряжью, без которой не могла обойтись ни одна верховая лошадь.

[float=right]http://loveread.ec/img/photo_books/54021/i_042.jpg[/float]Уздечка состоит из недоуздка или оголовья, удил или мундштука и из поводьев. Оголовье – это несколько соединенных между собой ремешков, которые, охватывая голову лошади, позволяют удерживать на месте мундштук (удила). Недоуздок проходит поперек головы лошади за ушами, а обод охватывает голову лошади непосредственно перед ушами. Шейный ремень является продолжением обода вниз и охватывает снизу и сзади нижнюю челюсть лошади. Этот ремень не дает лошади сбросить уздечку. Из точки, где соединяются три перечисленных ремешка, отходит парный ремень, идущий вдоль лошадиной щеки. Нижние концы каждого щечного ремня с каждой стороны крепятся к удилам (мундштуку), фиксируя его на месте. Носовой ремень охватывает морду лошади между ноздрями и глазами. На рисунке показано, как были расположены элементы уздечки.

Удила, применявшиеся в Средние века, были, как и в наше время, трех типов: грызла, трензеля, трензеля с подгубным ремнем (на рисунке ниже изображено, как выглядели эти мундштуки). Вид обычного трензеля весьма обманчив, так как на средневековых миниатюрах он выглядит как трензель с подгубным ремнем, хотя это и не так. Мундштук с подгубным ремнем – это обычный трензель с выступающим длинным металлическим стержнем, направленным вниз и наружу. Такие трензеля были известны еще в древности (о них упоминал Ксенофонт), но в Средние века они не использовались вплоть до 1350 года. Единственным отличием этого мундштука от современного было то, что оконечность части грызла, выступающего по краям рта лошади, была увенчана украшенной орнаментом шишкой.

http://loveread.ec/img/photo_books/54021/i_043.jpg

Вышеописанное представляет собой полный комплект уздечки, но в реальности у нее часто отсутствовали те или иные детали. На картинах мы часто видим лошадей без нахрапового ремня или без недоуздка; часто отсутствует и шейный ремень. Одна деталь уздечки является сравнительно поздней – она не использовалась до конца XVI века – маргинал. Маргинал – это длинный ремень, прикрепленный одним концом к оголовью, пропущенный между передними ногами лошади и закрепленный другим концом к ремню подпруги. Смысл заключался в том, чтобы не дать лошади слишком высоко задирать голову, так как этим движением лошадь могла ударить всадника по носу.

Приблизительно до 1275 года в конструкции уздечки была только одна пара поводьев, но позже распространилась конструкция с двумя парами. Как правило, одни поводья были сделаны из узких ремней или тесьмы, а вторая была более широкой. Обычно широкие поводья крепились непосредственно к концам удил, а узкие к ответвлению мундштука, если использовались удила с подгубными ремнями. Если же пользовались обычным грызлом или трензелем, то обе пары поводьев крепили к самому мундштуку. Широкие поводья часто украшали полосой ткани, нижний свисающий край был причудливо вырезан, а само полотнище покрывали красивой вышивкой или металлическими деталями. Вид этих украшений был, конечно, весьма разнообразным. Обе пары поводьев могли иметь и одинаковую ширину. Бывало, что широкие поводья прикрепляли к ответвлению мундштука, а узкие к самому грызлу, а не наоборот, как было принято в большинстве случаев. Представляется, что эти вариации определялись личными вкусами и пристрастиями всадников. В редких случаях широкие поводья фиксировали непосредственно к дополнительным кольцам трензелей; иногда же к концам удил прикрепляли цепь длиной от шести до десяти дюймов, а уже к ней пристегивали поводья.

0

2

Рис. 43. Боевое седло Генриха V. Вестминстерское аббатство.

[float=left]http://www.razlib.ru/istorija/rycar_i_ego_zamok_srednevekovye_kreposti_i_osadnye_sooruzhenija/pic_44.png[/float] Средневековое седло состоит из деревянной основы, называемой ленчиком, сиденья, металлических крепежных деталей, ремней и покрытия. Ленчик состоит из различных частей, изготовленных обычно из бука: эти «полосы», или пластины, две плоских доски, расположенные на боках лошади, соединялись передней лукой спереди и задней лукой сзади. Над боковыми пластинами между луками седла расположено сиденье, а к боковым пластинам крепились подпруги и стремена. Все эти детали ясно видны на седле короля Генриха V (рис. 43). Видно, как высоко расположено сиденье над боковыми пластинами – приблизительно на пять дюймов выше хребта лошади. Сохранившаяся подушка седла набита сеном.

Рис. 44. Седло императора Фридриха III, изготовленное в 1477 году Лоренцем Кольманом из Аугсбурга. Историко-искусствоведческий музей, Вена.

[float=right]http://www.razlib.ru/istorija/rycar_i_ego_zamok_srednevekovye_kreposti_i_osadnye_sooruzhenija/pic_45.png[/float]Сохранился статут 1403 года, регулировавший работу седельных мастеров в Лиможе. В этом статуте можно найти ценные сведения о том, как изготовляли седла в то время. В этих статутах предписано, что соединения ленчика должны быть выполнены добрым клеем и укреплены прочными заклепками. «Ленчик должен быть надежно скреплен сухожильными шнурами сверху и снизу и хорошо покрыт снизу, чтобы лошадиный пот не попортил сухожилия». Весь ленчик покрывали изнутри и снаружи оплеткой, изготовленной из бычьих жил. Для соединения деталей применяли горячий, только что сваренный клей. Если клей был холодный и подсохший, то его уходило больше. Затем ленчик обтягивали льняной тканью. Потом крепили металлические детали; потом седло передавали декоратору, который покрывал внутреннюю поверхность бараньей кожей, а верхнюю, наружную часть обтягивал бархатом или телячьей кожей (кордовским опойком).

Рис. 45. Боевое седло, около 1520 года. Собрание Уоллеса, Лондон.

[float=right]http://www.razlib.ru/istorija/rycar_i_ego_zamok_srednevekovye_kreposti_i_osadnye_sooruzhenija/pic_46.png[/float] Позже, в XV веке, «плечи» задней луки стали тоньше, как это видно на рис. 44, где изображено седло, сделанное в 1477 году для императора Фридриха III (1453-1509). Позже эти плечи стали еще меньше. Опорой им служили тонкие стержни, в то же время передняя лука стала значительно шире (рис. 45).

На рисунке седла Генриха V видны две скобы с отверстиями в передней части, продолжающиеся вперед от боковых пластин ленчика за переднюю луку над хребтом лошади. Эти скобы служили для крепления нагрудного ремня, который фиксировал седло и препятствовал его скольжению назад. Есть и скобы, расположенные позади задней луки седла, к которым крепились задние ремни, обернутые вокруг лошадиного зада, – эти широкие ремни не давали седлу соскальзывать вперед. Часто эти широкие ремни имели красивые резные края и были украшены шитьем или металлическими вставками. Эти последние часто представляли собой миниатюрные щиты из позолоченной меди, на которых цветной эмалью изображались гербы владельца; иногда это были круглые диски, также украшенные гербами цветной эмали. Я изобразил лошадей с такими орнаментами на рис. 30, но весьма часто для фиксации седел применялись только подпруги, как это показано на рис. 29.

Рис. 46. Походное седло, около 1450 года.

[float=left]http://www.razlib.ru/istorija/rycar_i_ego_zamok_srednevekovye_kreposti_i_osadnye_sooruzhenija/pic_47.png[/float] Вот, вкратце, и все, что касается боевого седла. Для охоты и путешествий седла изготовляли приблизительно так же и из того же материала, но формой они отличались от боевых седел. Многие охотничьи и обыденные седла того времени сохранились до наших дней, все они были изготовлены за период от 1380 до 1480 года. Эти богатые, ценные изделия дают редкую возможность оценить мастерство ремесленников Средневековья, насладиться видом деревянных ленчиков, щедро украшенных резной и крашеной слоновой костью. До нас не дошли более скромные повседневные седла, единственным украшением которых была обычная кожа. Но по роскошным парадным седлам можно безошибочно судить и о том, как изготовлялись обычные повседневные седла. По форме они напоминают старые боевые, бывшие в ходу до Крестовых походов, – у них остроконечная передняя лука и низкая, но обеспечивающая надежную опору задняя лука.

Эварт Окшотт "Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения".

http://www.moihorses.ru/images/articles/020/snaryazhenie-13.jpg

1. Передняя лука
2. Задняя лука
3. Седельные подушки
4. Подпруги
5. Подушки
6. Путлище
7. Крыло
8. Подколенник
9. Глотка

0

3

История дамского седла.

По-английски дамское седло называется боковым. Это связано с тем, что на первых дамских седлах приходилось сидеть боком. К мягкому сиденью-подушке приспособили дощечку, на которую дама могла поставить свои ноги.   Активно ездить в таком седле было невозможно. И всадницу сопровождал мужчина, который вел лошадь под уздцы.  Иногда дама ехала сидя боком позади кавалера, что и сейчас можно видеть в шоу испанских лошадей.

http://www.d-v-e.ru/horses/1.jpg

Женщина всегда хотела быть в центре внимания. Эпоха рыцарских турниров, а позднее, увлечение знати охотой, вызывало страстное желание дам быть в центре событий. Это и привело к усовершенствованию седла.

Изменилась и сама манера сидеть в таком седле: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что сообщило большую безопасность езде и предоставило больший контроль над лошадью. Вскоре после изменения посадки дам была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы. Считается, что в Англию такую манеру езды в 1382 году привезла Анна Богемская, жена Ричарда II.

Вторая верхняя лука была изобретена во Франции во время Екатерины Медичи - страстной поклонницы охоты и верховой езды. Теперь всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, а вторая поддерживала эту же ногу справа, что сделало дамскую езду более безопасной.

http://www.d-v-e.ru/horses/10.png

Отсюда

Дамская посадка

Дамская посадка - широко применявшийся в прошлом способ верховой езды женщины на специальном дамском седле.
При дамской посадке всадница ставит левую ступню в стремя и упирается передней поверхностью левого бедра в нижнюю луку седла. Под правым коленом находится верхняя лука. Плечи развернуты параллельно плечам лошади, корпус выпрямлен, масса его равномерно распределена на обе седалищные кости, что обеспечивает достаточную прочность посадки, позволяет ездить всеми аллюрами и преодолевать препятствия.
Управляют лошадью при помощи поводьев, левого шенкеля и хлыста, который держат в правой руке.
Для езды надевают амазонку (во Франции начала появляться также во времена Екатерины).

Дамская лошадь - верховая лошадь под дамское седло. Должна быть хорошо выезженной, иметь не слишком чувствительный рот, спокойно стоять, пока всадница садится и слезает.
Желательно чтобы корпус и спина лошади были достаточно длинными, т.к. дамское седло больше обычного.

http://thehorses.ru/text/img_text/new/horse_23.jpg

Отсюда

0

4

Если раздобыть себе оружие не составляло проблемы, то с лошадьми дело обстояло иначе. В то время в Западной Европе, в том числе и во Франции, практически не занимались разведением верховых лошадей. Впрочем, лошадей не хватало не только для армии, но и для крестьянских работ. Приходилось отправляться за лошадьми все дальше и дальше и платить за них все дороже и дороже.

В 16З6 году вся королевская конница составляла 21 тысячу лошадей (против 172 тысяч пехотинцев), но к 1678 году это число возросло втрое. В два последних десятилетия правления Людовика XIV Франция только для нужд кавалерии закупила больше 330 тысяч лошадей, потратив на это более ста миллионов ливров. Закупки делались в основном в арабских странах. Одновременно вывоз лошадей из Франции был строжайше запрещен. Воспроизводство лошадей в самой стране велось бесконтрольно, «по воле природы»: жеребца запускали к кобылам и предоставляли ему свободу действий. В результате далеко не все лошади годились для использования в кавалерии.

Мысль о создании государственных конезаводов впервые пришла в голову Генриху IV, однако ему не удалось ее осуществить. Затем, начиная с 1626 года, эта идея постоянно носилась в воздухе, но лишь экономному Кольберу, всеми силами пытавшемуся сократить расходы, удалось в 1665 и 1668 годах «пробить» два постановления королевского совета, положивших начало французским конезаводам.

В конце XVII – середине XVIII века хорошая рабочая лошадка стоила около 80 ливров – втрое больше быка. Но кавалерийский конь в четыре фута шесть дюймов в холке мог потянуть на все 300 ливров. В военное время стоимость лошадей, в особенности обученных, еще увеличивалась.

Разумеется, при особняках и постоялых дворах были конюшни, а перед некоторыми домами и лавками – коновязь: лошади были самым распространенным средством передвижения.

Во время торжественных церемоний лейтенанты гражданской и уголовной полиции, а также королевский прокурор ехали на мулах; мул также считался подходящим верховым животным для священников (но Ришелье предпочитал коня); женщины ездили верхом на кобылах.

Е. Глаголева "Повседневная жизнь во Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII

0

5

Каких лошадей вспоминает мэтр наш Дюма?

Арабская


Арабские лошади – древняя порода, которая была выведена в IV—VII веках н.э. на территории Аравийского полуострова. Арабские верховые лошади приняли участие в создании множества других пород – английской верховой, орловской рысистой, берберийской, русской верховой, лузитано, андалузской, першерон, липпицан и др.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОРОДЫ
Масть:  серая, рыжая, вороная и гнедая.
Рост в холке: от 1,47 до 1,55 м. В среднем, у кобыл – 1,506 м, у жеребцов – 1,534 м.

Экстерьер:  голова небольшого размера, вогнутый профиль, маленькие уши и широкие ноздри. Грациозная шея, косо поставленные длинные плечи, красиво очерченная холка. Ровная короткая спина, широкая грудь. Твердые ноги с четко отбитыми сухожилиями. Высоко посаженный, мягкий и шелковистый хвост.

Особенности:  арабские лошади отличаются завидной выносливостью – при росте не более 1,53 м в холке они без труда несут на себе взрослых наездников. Кроме того, арабские скакуны регулярно принимают участие в конных пробегах, последний этап которых предусматривает прохождения дистанции в 161 км (100 миль) за 1 день.  Отличаются долголетием и крепким здоровьем.

Внешние признаки породы

Лошади арабской породы имеют уникальный вогнутый профиль, строение которого определяется особенностями скелета. У арабских лошадей 16 хвостовых позвонков (у представителей других пород -6), 5 поясничных позвонков (у других — 18) и 17 ребер (у других лошадей — 6).

Арабские скакуны имеют небольшую голову  с большими глазами. Шея высокая, с красивым изгибом. Грудь глубокая и широкая, спина также широкая. Отлично развитые, крепкие ноги увенчиваются прочными копытами. Еще один характерный признак лошадей арабской породы – «петушиный» хвост,  который скакуны поднимают вверх во время быстрого бега.

Особенности характера и нрава
Лошади арабской породы славятся доверием и дружелюбием. Раньше арабских лошадей часто держали в палатке, рядом с домом (с целью защиты от врагов), что сделало арабов нежными и одомашненными животными. Арабские скакуны – очень умные животные. Кроме того, лошади арабской породы отлично ориентируются на местности, имеют тонкий слух и прекрасно развитую память.

ИСТОРИЯ ПОРОДЫ
Существует несколько версий происхождения арабских лошадей. Согласно одной из них, арабы произошли от местных диких лошадей, населявших Аравийский полуостров на территории нынешней Саудовской Аравии с древнейших времен. По другой версии, лошади арабской породы были выведены методами селекции на основе пород, проживавших в регионе Северной Африки и Малой Азии

Завоевав Ирак, Иран, Египет, Испанию, Сирию и Северную Африку, арабы получили в свое распоряжение отличных азиатских лошадей: туркменских, персидских и др. Это дает все основания полагать, что данные пополнения Аравии ценными лошадьми позволили получить генетический материал, воплощенный в современной арабской лошади. Таким образом, можно сделать вывод, что арабская порода была создана в IV—VII веках н.э.

Исследуя историю арабской лошади, можно сделать вывод, что практически все чистокровные представители данной породы происходят из бедуинских племен, проживавших на территории Сирии, потому как большинство экспедиций из Америки и Европы, преследующие цель покупки лошадей, были отправлены именно в Сирию.

На территории Европы лошади арабской породы впервые появились в начале VIII в. н. э., когда арабы вторглись на Пиренейский полуостров, а оттуда – и во Францию, где потерпели сокрушительное поражение. После этого французам досталось немало ценных восточных лошадей.

Во время последующих крестовых походов количество восточных скакунов в Европе резко увеличилось. Европейцы активно использовали их в спариваниях с местными породами и чистокровном разведении.

Отсюда

http://s019.radikal.ru/i623/1704/f8/91a8319e3c15t.jpg http://s020.radikal.ru/i702/1704/e9/7bda52f29a46t.jpg
http://s06.radikal.ru/i179/1704/ab/1982d4b1b4a0t.jpg

Берберийская

Родиной берберийских лошадей являются Мароко, Алжир и Тунис. Прибрежные районы районы этих стран раньше были известны как Берберийское побережье. Мнения относительно происхождения берберийцев расходятся, а отсутствие документальных свидетельств позволяет сделать лишь догадки. По некоторым данным, берберийцы произошли от изолированной группы диких лошадей, переживших оледенение. Если это правда, то берберийская порода по древности превосходит даже арабскую. Другая теория связывает берберийца с ахалтекинцем, лошадью из Туркменистана. Хотя сомнительно, что истинное происхождение породы будет когда либо раскрыто, совершенно ясным остается то, на развитие лошадиных пород во всем мире берберийские лошади оказали большее влияние, чем любые другие, кроме арабской. Первые берберийцы стали прибывать в Европу вместе с исламскими завоевателями в начале восьмого века. Берберийцы сыграли основную роль при формировании андалузской породы, которая в свою очередь внесла вклад в селекцию лошадей во всем мире. В шестнадцатом веке Генрих VIII завез в Англию лошадей этой породы и спустя сто лет их кровь участвовала в выведении чистокровной верховой. Несмотря на заслуги в улучшении других пород, берберийцы не получили такого признания, как арабская порода, видимо, этим не столь грациозным и не столь внешне красивым лошадям не хватило неповторимой привлекательности арабов. Тем не менее они обладают такой же способность к выживанию на скудном рационе, той же неограниченной выносливостью, такими же крепкими ногами и впечатляющей скоростью на коротких дистанциях.

Высота бербера колеблется от 144 до 154 см. У них сухая, грубоватая конституция, узкая голова с выпуклым профилем, толстая высокая шея с удлинённым затылком. Корпус берберийских лошадей компактный, с прочной короткой спиной, высокой поясницей и свислым узким крупом. Ноги лошадок прочные и сухие, копыта узкие и твердые.

Окрас породы в основном серый, гнедой, темно-гнедой и вороной.

Берберийцы исключительно выносливы, обладают крепким здоровьем, характеризуются долголетием. Лошади не требовательны к пище и неприхотливы к условиям содержания. У них твёрдый шаг, хорошая способность развивать большую скорость на коротких дистанциях.

Берберийцев часто сравнивают с арабами. Первые не так красивы и элегантны и не обладают такими плавными аллюрами. Но они подвижны, активны, смелы. Темперамент у берберов более резкий и нервный, по сравнению с арабской породой.

http://s019.radikal.ru/i606/1704/6d/b1ab6b95776ct.jpg http://s020.radikal.ru/i716/1704/8a/52cd0b1b8ce3t.jpg
http://s06.radikal.ru/i179/1704/8a/1871f1fd93bet.jpg

Андалузская

Родина андалузских лошадей — испанская провинция Андалузия, а их предками являются иберийские лошади Португалии и Испании.

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ПОРОДЫ
Лошади андалузской породы имеют средний рост в холке — около 1,6 м. Компактное, глубокое, широкое и округлое туловище придает некоторое сходство с восточными жеребцами арабского типа. Андалузцы более массивны, по сравнению с современными верховыми лошадьми, они «толстобрюхи» и широкогруды. Высоко поставленная широкая и длинная шея имеет характерный изгиб и развитый гребень.

Лошади андалузской породы имеют горбоносую голову средних размеров с большими глазами миндалевидной формы. Ниспадающая на лоб челка подчеркивает красоту андолузцев. Ноги у представителей данной породы костистые и не очень длинные, тонкие и легкие, заканчивающиеся прочными копытами. Задние ноги несколько подставленные — это усиливает ощущение компактности коня.

Очень густые, роскошные длинные грива и хвост — несомненное достоинство и украшение андалузских лошадей.

ИСТОРИЯ ПОРОДЫ
Корни андалузской породы уходят далеко вглубь веков. На стенах пещер на юге Испании были найдены наскальные изображения лошадей, датированные вторым-третьим тысячелетием до новой эры. Именно эти доисторические лошади и стали прародителями андалузцев.

Эксперты сошлись во мнении, что данная порода формировалась на протяжении многих веков различными культурами и народами, жившими на территории Испании. На андалузскую породу оказывали влияние завезенные на территорию Испании лошади, в частности, лошади североафриканских арабов, французских кельтов, германских племен и др.

Начиная с XV века, андалузская порода стала сама оказывать влияние на другие породы, существовавшие в то время. Величайшие мировые воины седлали предков современных андалузцев. О них упоминали самые известные философы, в частности, Гомер в своей знаменитой «Иллиаде». Во второй пунической войне знаменитый полководец Ганнибал одержал несколько побед над тяжеловооруженными рыцарями, используя андалузскую кавалерию. Но все же когда основные вооруженные силы стали составлять тяжеловооруженные рыцари, востребованность андалузцев, как военных лошадей, существенно уменьшилась.

После изобретения огнестрельного оружия андалузские скакуны вновь стали играть важную роль в битвах, и вновь их седлали лучшие кавалеристы. Андалузцы стали любимыми лошадьми новой армии.

Своим происхождением представители андалузской породы обязаны, в том числе, и монахам-картузианцам, которые принимали непосредственное участие в создании данной породы. В конце XV века в Севилье, Хересе и Казалло были созданы конные заводы при монастырях. Монахи были отличными тренерами и селекционерами, они строго следили за чистотой породы.

Порода достигла своего расцвета после завершения Реконкисты (изгнания мавров). Андалузские лошади стали известны по всей Европе и признавались лучшими среди верховых; они уступали в популярности лишь лошадям восточных пород. Андалузцы стали получили негласный титул “королевской лошади Европы” и содержались в каждом королевском дворе.

Не отличаются крупным ростом, масть преимущественно серая, бывают вороные, гнедые. Благодаря великолепному темпераменту и послушности андалузы представляют собой идеальную универсальную верховую лошадь. Выразительная голова с широким лбом и большими добрыми глазами. Шея высоко поставленная, мясистая, но элегантная. Мощный корпус, широкий круп и грудь. Длинные, роскошные хвост и грива. Порода оказала влияние на создание многих европейских пород. В 16-17 веках испанские лошади считались лучшими для высшей школы верховой езды. В настоящее время лошадьми андалузской породы по-прежнему укомплектована Венская школа верховой езды.
Отсюда

http://s45.radikal.ru/i110/1704/65/d4ffb6dfc9fft.jpg http://s019.radikal.ru/i631/1704/c3/cecdc1cb414et.jpg
http://s019.radikal.ru/i621/1704/57/25f20d284ef2t.jpg http://s020.radikal.ru/i710/1704/28/8f2af5ef983at.jpg

Иногда проскальзывает просто испанская - общее наименование, сейчас это синоним андалузца.

Слуг Дюма "сажает" на французских лошадей, так же как и провинциала-д'Артаньяна, когда юноша только что явился в Париж.

Беарнская

Нормандская

Пикардийская

Руанская

Овернская

0

6

Масти лошадей

http://s9.uploads.ru/t/ebOJN.jpg

0


Вы здесь » Vive la France: летопись Ренессанса » ­Без гнева и пристрастия » Все для всадника или о лошадях