НАСЕЛЕНИЕ ПАРИЖА
К этому времени столица занимала уже 439 гектаров в пределах крепостной стены Карла V. После десятилетий войны город постепенно обустраивался. Каковы главные особенности его развития? Это строительство новых улиц, частных жилых домов и сокращение незастроенных площадей. В XVI и XVII вв. стройка достигла пригородов (Сент-Оноре, Сен-Мартен, Монмартр...). Однако они вносили элемент беспорядочности в жизнь, протекавшую внутри городской стены. Отсюда обострение отношений между обитателями пригородов и горожанами. Причем речь шла не только о соперничестве, но и о безопасности: ведь крепостная стена перестает быть надежной, когда высокие внешние постройки становятся факторами угрозы со стороны вероятных врагов (испанцев, англичан), способных превратить новые здания в укрепленные пункты и осадить город.

Париж разделили на городские и полицейские кварталы. Последние соответствовали делению, проведенному в Шатле (местонахождение превоте) для обеспечения безопасности столицы. В XVI-XVII вв. существовало 16 таких кварталов различной площади. Их увеличение до нынешних двадцати произошло позднее - в 1702 г. в царствование Людовика XIV.

Квартал представлял собой базовую территориальную единицу для упорядочения сбора налогов, обеспечения жизнедеятельности и охраны города (уборка улиц, организация обороны ...). Управлял таким территориальным комплексом квартальный. Согласно давней традиции квартал назывался его именем, но уже с 1588 г. этот обычай был отменен специальным указом, и квартал чаще всего получал название по имени самой большой церкви, находившейся на его территории.

Шестнадцать кварталов Парижа
1. Нотр-Дам
2. Сен-Жермен-л'Оксеруа
3. Сенз-Иносан
4. Сент-Эсташ
5. Сент-Оноре
6. Сен-Жак де-л'Опиталь
7. Сен-Жак-де-ла-Бушри
8. Сен-Сепюлкр
9. Сен-Мартен
10. Дела Грев
11. Симетьер Сен-Жан
12. Дю Тампль
13. Сен-Жервэ
14. Сент-Антуан
15. Сент-Женевьев
16. Сен-Северен

Оценить численность городского населения в XVI в. не простое дело. Историческая демография обычно опирается на свидетельства венецианских послов. Одно из безусловных достоинств этого источника заключается в том, что он заполняет статистические пустоты, образовавшиеся после разрушения Ратуши в 1871 г. Судя по вышеупомянутым свидетельствам, в начале XVI в. в городе насчитывалось 250 тыс. жителей. К концу века их стало 300 тыс. Столь незначительный рост во многом объясняют эпидемии чумы (1580) и осада города в эпоху религиозных войн. Однако уже в XVII в. население Парижа существенно увеличивается — около 450 тыс. человек.

В XVI в. город утверждается как королевское владение. Прево перестает играть былую роль и превращается в обычное должностное лицо с ограниченными полномочиями, поскольку король опасается его влияния (Жан де Лабар в правление Франциска I).

Губернатор Парижа и Иль-де-Франс, отныне назначаемый монархом, отвечает за военное ведомство и общественный порядок. Одновременно он является главным магистратом столицы. Естественно, эту должность могли занимать только представители высшей знати (Бурбоны, Монморанси, Рошфуко). Что касается епископа, то он все чаще служил как бы дополнением к королевской власти.

«Дом на ножах», бывший когда-то ганзой торговцев водой, в 1357 г. занимает городская канцелярия. Полномочия городского управления определяет указ 1415 г. Канцелярия отвечает за снабжение, городские доходы, привлечение капитала богатых граждан; в конечном счете, она объединила в себе Большую и Малую канцелярии. Что представляли собой та и другая? Малая канцелярия - это ядро городского управления, где заседали купеческий прево, королевский городской прокурор и четыре эшевена. Большая канцелярия помимо тех же должностных лиц включала 24 советника, избираемых гражданами.

Первый камень будущей Ратуши был заложен 15 июля 1533 г. на месте «Дома на ножах». Работы начинаются под руководством знаменитого итальянского архитектора Доминика де Кортоне, по прозвищу Боккадор, и продолжаются вплоть до 1628 г. Мраморная доска напоминает об истории здания: «15 июля 1533 года городским властям, народу и знати города Парижа, заслужившим эту честь, было поручено и доверено могущественным королем Франции Франциском I строительство этого здания, предназначенного для заседаний городских собраний и управления общественными делами. Выгравировано в 1533 году, 13 сентября. Пьер Виоль, купеческий прево; Клод Дэниель, Жан Бартелеми, Мартен де Бражелонь, Жан Куртен, эшевены; Доминик де Куртонне, архитектор».

«После закладки первого камня на долю строительства выпало множество испытаний, оно останавливалось и возобновлялось вслед за событиями эпохи: мир или война, отсутствие или наличие денег... Свидетельства тому можно найти в архивах и - особенно - в протоколах заседаний городской канцелярии. Если можно так сказать, они представляют собой различные этапы строительства. Но в целом, здание возводилось в нормальном темпе - от его начала в 1533 г. до окончания в 1628 г.» (7).

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ

Париж вынес все тяготы религиозных войн. Догматы Лютера и Кальвина были отвергнуты Сорбонной. Первые столкновения на почве религии начались после смерти Жана Вальера, сожженного на костре 8 августа 1523 г. Реформированную церковь поддержала Маргарита Ангулемская, ставшая королевой Наварры после замужества с Генрихом IV. Франциск I, обеспокоенный ростом влияния Никола Копа, Жана Кальвина и Жерара Русселя, сбрасывает с себя личину веротерпимого монарха и приступает к решительной борьбе. По Парижу шествуют анти-лютеранские процессии, повсюду преследуются инакомыслящие, сооружаются костры для еретиков.

При Генрихе II репрессии усиливаются. Он становится непримиримым противником парижских протестантов. 8 октября 1547 г. королевским указом создается чрезвычайная судебная коллегия («Огненная палата»), наделенная правом судить и выносить смертный приговор уличенным в ереси. В 1551 г. Эдикт Шатобриана запрещает издание любых религиозных трактатов без разрешения на то теологов из Сорбонны. Компьенский эдикт (24 июля 1557 г.) назначает наказание за поездки в Женеву и хранение запрещенных книг.

Однако сильная протестантская община Парижа, насчитывающая около 20 тыс. членов, продолжает собираться в храме Поппинкур, что вызывает гнев католической партии, предводительствуемой Гизами. В ночь на 24 августа 1572 г., когда отмечался праздник св. Варфоломея, и в последующие шесть дней Париж становится ареной кровавой бойни. От 5 до 6 тыс. человек (как протестантов, так и католиков) гибнут в этой резне, прокатившейся по всему королевству и превратившейся в Четвертую религиозную войну (1572—73). На протяжении последующих двадцати лет Париж будет ощущать последствия этих страшных событий. Попытка примирения Генриха III и короля Наварры влечет за собой создание Лиги защиты Святой Католической церкви. Начиная с мая 1588 г. Париж превращается в крепость Генриха Гиза, иезуитов и францисканцев. Убийство герцога, а вслед за ним и Генриха III (1 августа 1589 г.) толкает город в лагерь противников короля Наварры -будущего Генриха IV. Пять лет осады превращают Париж в цитадель католицизма. Парижане испытывают страдания, терпят муки голода, питаются собаками, кошками и даже крысами... но не сдаются. Чаще всего говорят о 30 тыс. умерших во время осады. Начинается поиск политического решения, Генрих Наваррский произносит знаменитую фразу: «Париж стоит мессы», принимает католичество и 22 марта 1594 г. - уже как король франции Генрих IV - вступает в измученный город.

«Состояние города было ужасно: немногие дома уцелели, большинство стояли пустыми, поля заросли сорняками. Однако Париж не замедлил возродиться к жизни» (8).

ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОРОДА

В правление Франциска I после недолгой опалы (король обосновался в ту пору на берегах Луары) Париж возвращает себе статус главного города (1528). Именно этот король стал одним из тех, кто в начале XVI в. восстановил столицу Франции.

«Молодой еще век верит в прогресс и блага развития, в возможность государственного деятеля влиять на социально-экономическую жизнь. Франциск I радуется взрывному росту Парижа и гордится им. Более того, он лично активно участвует в подъеме города, отписав ему в 1543 г. все те большие бесполезные домены, которыми он продолжал владеть в городской черте. Тем самым он следует примеру Карле V, игнорировавшего принцип неотчуждаемости королевских владений. Кроме того, суверен приказывает открыть ворота Бюси, ведущие к местечку Сен-Жермен, что стимулировало уже начавшееся строительство вокруг старого аббатства» (9).

В правление Франциска I город расцветает. Тогда же печатаются его первые точные планы.

Влияние короля чувствуется в гуманистическом течении мысли, распространении итальянского искусства, развитии готики. Король утвердил десятки архитектурных проектов, завершение которых пришлось на конец века и даже на середину будущего. К строительству Ратуши добавилась постройка западного крыла Лувра. Создавая его, Пьер Леско вдохновлялся идеями нового в то время стиля Ренессанс. В 1564 г. Екатерина Медичи решает строить дворец неподалеку от Лувра, в Тюильри. Первым распорядителем работ назначается Филибер де л'Орм. Затем на смену ему приходит Жан Бюллан. Однако регентша так никогда и не жила в этом дворце, предпочтя более надежное место - особняк Суассон (сегодня здесь находится Торговая биржа). Тем не менее Тюильри нужно рассматривать как новый этап расширения Парижа, перешагнувшего городскую черту.

Король продолжает строить церкви и восстанавливает старые. Для большинства из них, идет ли речь о Сен-Мерри, Сент-Эсташ или Сен-Виктор, характерен готический стиль («пламенеющая готика»).

На левобережье, в Сент-Женевьев (Латинский квартал) и в Сен-Северен по-прежнему сосредоточена университетская и интеллектуальная жизнь города. Основная часть здешнего населения - духовенство, преподаватели и студенты. Коллежи, о плачевном состоянии которых в XII—XIII вв. мы уже упоминали, теперь превращаются в настоящие учебные заведения, очаги гуманизма (здесь изучают латинский, греческий, древнееврейский). Отныне в них стремятся поступить и дети состоятельных родителей - аристократов и богатых купцов. В 1556 г. основан коллеж Сент-Барб. В1530 г. Франциск I инициирует открытие Коллежа королевских лекторов*. Пользуясь соперничеством коллежей, орден иезуитов усиливает в них свое влияние (середина XVI в.). Революция в издательском деле (книгопечатание, появление первых книжных лавок) обретает здесь свое жизненное пространство. Лавка «Золотое солнце» на улице Сен-Жак превращается в издательский центр религиозных и правовых трактатов. Вдоль улиц Сен-Жак и Монторгей тянутся лавки наборщиков, переплетчиков, позолотчиков.

И все же главной проблемой остается рост города. Расширение пригородов вызывало настороженное отношение короля, опасавшегося, что этот процесс выйдет из-под контроля, нарушив тем самым выстраиваемое им равновесие между столицей и провинцией.

Строительство новой городской стены, начатое во времена Франциска I, было завершено при Людовике XIII. Это крепостное сооружение с бастионами охраняет в ту пору исключительно правобережье от ворот Конференции до ворот Сен-Дени. Сюда входят пригород Сент-Оноре и квартал улицы Ришелье.

«Париж, расположенный в центре прекрасной долины, где нет ни гор, ни холмов, наслаждается великолепным воздухом. Без пригородов город насчитывает по прямой линии 3820 шагов в длину (римская мера) и 3650 шагов в ширину. Что касается пригородов, то каждый из них насчитывает примерно 1000 шагов. Пригород Сен-Жак, через который идет дорога в город, больше других на 1740 шагов; то же можно сказать и о пригороде Сен-Марсель; пригород Сен-Жермен, самый большой из всех, почти что город: перед последними войнами его население, говорят, составляло 18 000 душ. В городе 14 ворот, пять из которых сделаны из кирпича» (отрывок из описания Парижа Франциско Грегори д'Иерни, 1599 г.).

В царствование Генриха IV городской пейзаж меняется: появляются новые больницы, фонтаны, мосты, площади, улицы. Вместе с Максимильеном де Сюлли и Франсуа Мироном (купеческим прево с 1604 по 1605 г.) король продвигает и уточняет многочисленные проекты. Все они облегчают «дыхание» Парижа За счет расширения улиц и площадей, совершенствования водоснабжения и улучшения дорожного движения. Вот символический пример замыслов короля: Новый мост (строительство началось при Генрихе III в 1578 г. и завершилось в июле 1606 г.) - одно из наиболее оригинальных сооружений города, созданное по проекту архитектора Батиста Андруэ Дюсерсо. Мост впервые напрямую (270 м) соединил оба берега Сены. В отличие от других мостов на нем не было жилых построек, а по обеим сторонам тянулись мощеные тротуары. Новый мост становится важнейшим путем сообщения и одновременно местом прогулок.

* Был основан Франциском I по совету известного гуманиста Гийома Бюде как ассоциация ученых, противостоящая Сорбонне. В 1545 г. именовался Королевским коллежем, в годы Французской революции - Национальным коллежем, при Первой империи - Императорским коллежем. С1814 г. - Коллеж де Франс.

Комбо "История Парижа"

Подпись автора

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь.