Само слово «парфюмерия» (per — через, посредством, fumum — дым) свидетельствуют о том, что первые благовония представляли собой сжигавшиеся ароматические смолы и древесину. Благовонные курения сжигались на алтарях зороастрийцев и конфуцианцев, в храмах Мемфиса и Иерусалима. Греческий элизиум, христианский рай и исламское «седьмое небо» полны, по описаниям, благовонных запахов.
Использование благовоний в античном мире достаточно быстро вышло за рамки исключительно религиозного ритуала. Способы употребления благовоний адаптировались в частной жизни и стали необходимостью везде, где появлялась тенденция к более утонченному вкусу и быту.

Раскопки на территории древней Месопотамии (современного Ирака) принесли самые древние свидетельства, подтверждающие производство и использование эфирных масел. Были найдены сосуды для дистилляции и таблички, где изображалось применение благовоний. Месопотамия граничила с территорией древнего Египта, так что, возможно, имело место заимствование культуры производства и использования эфирных масел из египетской культуры. Древнейшим письменным документом, в котором говорится о целебных свойствах растительных запахов, является клинописная табличка, найденная в Шумере, она датируется пятым тысячелетием до нашей эры. В ней упоминаются мирт, чабрец, смола деревьев, а также описаны способы пользования растительными лекарствами.

Ароматические травы и массаж в Китае использовали еще 5 тыс. лет назад. В VI веке до н.э. Конфуций писал о значении хорошего запаха: «Твоя добродетель, как духи, которые придают красоту и удовлетворение не только твоему сердцу, но и тем, кто тебя знает». Чаще всего древние китайцы применяли эфирные масла в сочетании с акупунктурой и массажем. В Индии ароматические растения применялись примерно с третьего тысячелетия до н. э. Древняя система оздоровления аюрведа использует ароматические вещества для различных приемов массажа, воздействия на чувствительные точки.

В Древнем Египте эфирные масла применялись крайне широко. Археологи обнаружили флаконы с благовониями в древнеегипетских гробницах. В гробнице Тутанхамона (XIV век до н.э.) было найдено 3000 сосудов с ароматическими веществами, состоящими на 90% из смолы мирры и на 10% из масел, бальзамов и других смол. Египетские жрецы использовали эфирные масла не только для бальзамирования тела, но и лечили им депрессии и нервные расстройства.

Масла добывались, в основном, способами дистилляции, отжима и вливания. В первом случае большие глиняные сосуды наполняли растительным сырьем, заливали его водой, горло сосуда затыкали шерстью, сосуд нагревали. В результате нагрева эфирные масла растений поглощались шерстью, которую затем отжимали, получая масло. Во втором случае – лепестки цветов помещали в матерчатый мешок и с помощью вставленных в него палок производили холодный отжим масла. В третьем случае растительное сырье засыпали в широкий сосуд с маслом и ставили его на солнце на несколько дней, в результате чего масло становилось ароматическим.

Душистые вещества очень эфемерны по природе, быстро улетучиваются. Однако древние египтяне нашли способы сохранения ароматов, растворяя их. Так появилась масляная парфюмерия. Масла применяли при окуривании и при изготовлении мазей и бальзамов. Мази и парфюмированные масла наносили на кожу для использования в косметических или терапевтических целях. Для растворения эфирных масел использовали растительные масла и животные жиры. Мази хранили в вазах, чаще всего из алебастра, или в сосудах для вина. Иногда использовали маленькие флаконы из фаянса, камня или керамики обычно в форме животных. Позднее появились стеклянные флаконы: кувшины с ручками, амфоры, вазы и сосуды, украшенные разноцветными рисунками.

Если не касаться использования пахучих веществ при погребальных (бальзамирование) и иных религиозных обрядах, а рассмотреть их применение в светских целях, то оно также было необычайно широко. Используемые по праздникам в период Новой Империи (1580–1085 гг. до н.э.), когда каждое празднование имело свой особый аромат, душистые продукты стали объектом светского применения, даже если они были изготовлены священниками. Со временем те, кто был достаточно богатым и влиятельным, чтобы позволить себе покупать ароматические вещества, стали пользоваться ими не только для религиозных обрядов, но и с более приземленной целью. Чтобы приятно пахнуть, ароматическую древесину и смолы ароматических веществ замачивали в воде и масле, а затем смазывали этой жидкостью все тело. Ароматические масла защищали их кожу от сухости в жарком климате. Египтяне знали о способностях ароматических веществ воздействовать на психоэмоциональные центры. У каждого фараона имелись благовония для подъема настроения, устранения нервозности, усиления полового возбуждения, успокоения, а если необходимо — агрессивного настроения. Женщины использовали мази и парфюмированные масла для своих туалетов, омоложения и во время любовных ритуалов.

В Древней Греции роль ароматических масел также была чрезвычайно велика. Уже за 600 лет до н. э. вавилонские купцы поставляли благовония в склянках, алебастровых и фарфоровых баночках на греческие рынки, а около 500 года до н. э. в Коринфе существовала фабрика благовоний. Благовония в форме масел, мазей, смол и корней были символами богатства и являлись одним из ценнейших подарков, а страны, по которым проходили торговые пути и где умели использовать масла, приравнивались к божественным. Древние греки большинство знаний заимствовали у египтян. Изучив свойства масел, они классифицировали их на расслабляющие, тонизирующие, возбуждающие. Во время принятия ванны, до и после еды считалось правилом хорошего тона покрывать свое тело маслами и мазями. Умершие погребались вместе с личными предметами, куда обязательно входил флакон с благовониями. Сосуды сферической формы также изготавливались в Коринфе, так же как и вазы из алебастра или кувшины с одной ручкой, украшенные античными рисунками.

К природным растительным смолам и бальзамам добавились душистые масла, которые атлеты применяли перед соревнованиями, а афинянки – для обольщения и удовольствия. Целый ритуал последовательного нанесения равных ароматических веществ производился при замужестве. Греки первыми в истории стали добавлять в состав духов пряности и специи, а также душистые цветочные масла; чаще всего применялись розы, лилии или фиалки.

В Древней Греции появляются первые официальные парфюмеры, составлявшие душистые композиции из масел шафрана, ириса, шалфея, лилии, аниса, корицы. Для приготовления духов греки использовали смесь ароматических порошков и масел (в частности оливкового и миндального).

Египетские жрецы, владеющие тайнами составления благовоний, свято верили в их божественную сущность и считали, что бесценного дара богов не должен касаться человек. Поэтому они с осуждением взирали на то, как Александр Македонский, захватив Египет в 332 году до н.э., ублажал не только свое тело драгоценными каплями священных благовоний, но и использовал их для ароматизации трона и других предметов обихода. При преемниках Александра – греческой династии Птолемеев, к которой принадлежала знаменитая Клеопатра, в Александрии как одном из главных центров Эллинистического мира парфюмерное искусство достигло своего расцвета.

Древние римляне наделяли ароматы целебными свойствами, и продавцы ароматизированных продуктов часто тесно соприкасались с медициной. Римлянам принадлежит идея использовать стеклянные сосуды для бальзамов, ампулы для духов. В период расцвета Римской империи, когда она расширила свои границы далеко на Восток, и установила торговые отношения с Африкой, Аравией, Индией и Китаем, расширилась и география распространения парфюмированных масел, а также их содержание.

Римляне внесли свою долю в усовершенствование техники изготовления духов. Они начали использовать технику мацерации (погружение ароматических субстанций в масла) и выжимку под прессом.

Тщательно следившие за гигиеной, римляне смазывали тело, и даже волосы по несколько раз в день. В римских банях можно было найти сосуды с ароматическими маслами на любой вкус. Римляне совершали омовение не менее трех раз в день, поэтому в домах состоятельных римлян всегда были запасы ароматических масел и других душистых веществ. Также римляне использовали духи для ароматизации помещений, особенно во время пиров, где собиралось очень много людей. Для этого духи наносили на крылья голубей и выпускали птиц в помещение. Во время полета духи разбрызгивались и ароматизировали воздух. Кроме того, головы гостей на пирах освежали рабы, разбрызгивая на них духи. Любовь к ароматам достигла пика в тот момент, когда империя приходила в упадок. Духами начали обливать даже пороги домов, мебель и военное снаряжение, а также собак и лошадей. В I веке в Риме в год расходовалось 2800 тонн ладана и 550 тонн мирры. В Золотом дворце императора Нерона были оборудованы встроенные в потолок трубы, орошавшие гостей ароматной водой.

После наступления периода христианства, когда Церковь стала регулировать абсолютно все стороны жизни человека, парфюмерия была признана греховной, и запрещена...   

После падения Западной Римской империи римские врачи бежали на восток, захватив с собой труды медиков и фармакологов Галена, Гиппократа и Диоскорида, а после заката Византийской империи эти знания попали к арабам. Последние умело воспользовались наследием Римской империи и поставили производство ароматических веществ на промышленную основу. Они ввели в парфюмерию мускус, оказавшийся прекрасным фиксатором эфирных масел при изготовлении духов.

У арабов ароматические вещества ценились столь же высоко, как драгоценные камни. Они поддержали парфюмерное искусство торговлей цветочными пряностями, изобретением перегонного куба и улучшением техники дистилляции. Историки считают, что отцом нового метода гидродистилляции является арабский ученый и врач Ибн Сина (Авиценна, 980–1037). Он удлинил охлаждающую трубку и согнул ее в змеевик, что значительно ускорило отгонку масла из сырья.

В XII веке в результате Крестовых походов, которые, как известно, были начаты с целью освобождения «Гроба Господня», произошло расширение торговых отношений с Востоком. Крестоносцы, ворвавшиеся на Ближний Восток, поразили арабов своей дикостью и грязью. Но европейцы, столкнувшись с таким забытым благом цивилизации, как бани, оценили их по достоинству и даже попытались вернуть этот институт в Европу, однако безуспешно. Зато через венецианских верующих Европа снова пристрастилась к использованию духов и мыла. Открытие университетов в крупных городах позволило углубить знания в области производства парфюмерии, чему немало способствуют алхимические знания и мастерство, полученное от арабов. К XIII веку «ароматы Аравии» стали известны по всей Европе. Во многих европейских аптеках появились цветочные воды и эфирные масла. В крупных городах стали появляться кварталы парфюмеров. Женщины из аристократических семей принимали ванны из цветочных вод и смазывали себя ароматическими маслами.   

Венеция стала столицей парфюмерии, поскольку была центром переработки пряностей с Востока. Марко Поло из своих путешествий привез перец, мускатный орех и почки гвоздики. Благодаря арабским морякам, доходящим до Индии и Цейлона, стали известны также корица, имбирь, шафран, кардамон.

Вторая половина XIV века являлась свидетельницей рождения жидких духов на основе спирта и эфирных масел, которые использовали под названием ароматических вод, которые использовали для питья. Легенда гласит, что первая такая вода была подарена 70-летней королеве Венгрии Елизавете (1305–1380) одним монахом. Королева была очень больна, но когда она попробовала воду, то вновь обрела здоровье.

Во время Великих географических открытий XV и XVI веков португальцы и испанцы еще более развили торговлю пряностями (ванилью, какао, табаком, корицей и т.д.). Голландцы, которые подключились к этому процессу несколько позднее, также следили за производством сырья на местах и улучшали сельскохозяйственные технологии. В то время появилось много самых разнообразных ароматических вод, состоящих из одного компонента (розовая, лавандовая, флердоранжевая) или же включавших цветы и пряности с добавлением мускуса и амбры. Помимо фармацевтических свойств они позволяли маскировать запахи тела. Ароматическая вода способствовала победе над чумой и эпидемиями, а насыщенный маслами воздух обладал дезинфицирующими свойствами. Духи хранились во флаконах или в ампулах, выдутых из стекла. По венецианским технологиям изготавливались флаконы из хрусталя или из белого молочного цвета стекла, напоминающего восточный фарфор. Отныне и в дальнейшем вся история европейской парфюмерии – это история спиртовой парфюмерии.

Несмотря на то, что европейская парфюмерия стала спиртовой, количество используемых эфирных масел быстро увеличивалось. В XVI веке немецкий физиолог из Страсбурга Браунцвейг опубликовал «Книгу истинного искусства дистилляции», в которой описал 25 различных эфирных масел, а к началу XVIII столетия было получено уже около 120 эфирных масел.   

Напомним, что такие духи имеют концентрированную густую масляную структуру. Их капли наносятся специальной палочкой, которая встроена вовнутрь колпачка флакона. Духи легко впитываются, а не просто испаряются при нанесении на кожу. При изменении температуры тела или при соприкосновении с водой аромат начинает раскрываться более интенсивно.

http://extrait.spb.ru/dipl_morozov.htm

Подпись автора

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь.