Фламандское сельское хозяйство становится образцом для всей Европы. Новые агротехнические приемы здесь стали результатом продолжительных усилий, внедряемых «без особого блеска, посреди всеобщего варварства». В культивируемую землю поистине трудами крестьянина была превращена глина, которая прилипала к ногам и орудиям труда, воду перекачивали в канавы и каналы. А в легкие песчаные почвы добавили «ил из канав, грязь из каналов, отходы промышленности, отходы домашнего хозяйства, выжимки от производства масла, отходы (фламандские удобрения), привезенные из городов. Это там возникают методы, близкие по своему характеру к методам китайского сельского хозяйства. Их применение было возможно только силой ручного труда; именно гигантским трудом осуществилось удивительное превращение фламандской земли» (Д. Фоше). Таким образом, с конца XVI в. во Фландрии почти везде в поля превратили леса, ланды и болота. Б. X. Шлихер ван Бат подсчитал, что урожайность зерна ржи и ячменя во Фландрии во второй половине XVI в. достигала 7,3:1, в то время как для остальной части Европы она составляла примерно 5:1. Страна производила, кроме того, гречиху, масличные растения, лен для своей текстильной промышленности, бобы, горох, фасоль и чечевицу. Еще с XIV в., чередуя кормовые культуры (клевер и репу) с культурой злаков, крестьянин-фламандец содержал многочисленный и лучше вскармливаемый скот, чем где бы то ни было в Европе, поэтому здесь лучше унавоживалась земля, поэтому были богаче урожаи. Здесь, вопреки тому, что видели в остальной части континента, земля никогда не отдыхала благодаря гармоничному сочетанию скотоводства и земледелия, а также севообороту. Фландрия была садом, которым восхищались все. С XV в. она поставляла лук и капусту в Англию, и именно от фламандцев англичане научились разводить хмель. Около 1570 г. протестанты, которые подвергались преследованиям герцога Альбы, стали разводить клевер, «бургундскую траву», в рейнском Пфальце. Во второй половине XVI в. появляются свидетельства того, что клевер разводили и в южной Франции. Английский агроном Барнэби Гудж, который опубликовал в 1577 г. «Four bookes of husbandry»[168], рекомендовал использовать в своей стране сельскохозяйственные методы Нидерландов. Но в то время его почти никто не услышал. Англии пришлось дожидаться XVII в., чтобы последовать примеру фламандцев.

* * *

В Италии также занимались садоводством, и не было случайностью то, что первые ботанические сады Европы были созданы на Апеннинском полуострове: в Ферраре в 1528 г., в Пизе — в 1544-м, в Падуе — в 1546-м и в Болонье — в 1548 году. Итальянские огородники терпеливо культивировали одни виды растений и акклиматизировали другие. Морковь, уже менее деревянистая, стала популярной в эпоху Ренессанса. Путем культивации листовой свеклы были выведены улучшенные сорта свеклы. Артишок, полученный от арабов, уже выращивался в Южной Италии, в 168 «Четыре книги о супружестве» (англ.).
конце XV–XVI вв. он превратился в наиболее ценимый европейской аристократией овощ. Дыня была привезена из Италии во Францию Карлом VIII. Многочисленные и иногда скромные сельскохозяйственные улучшения позволили до некоторой степени достичь улучшения в питании, по крайней мере в питании богатых слоев общества. Во Франции с эпохи Карла V потребляли латук. Земляника, которая прежде собиралась в лесах, стала разводиться в садах и оказалась на столе Карла V в 1368 г. и герцога Бургундского — в 1375 г. То же относится и к разведению малины и смородины.
В Западной Европе начинают разводиться и новые культуры: цветная капуста — ее появление отмечается в XVI в., хотя она была известна арабам с XII в.; гвоздика и корица — ввезенные в Европу Васко да Гама; гречиха распространяется с востока на запад, достигая Нормандии к 1460 г., а Бретани — к началу XVI в. Белая шелковица из Китая разводится в Тоскане с 1434 г. Есть свидетельства того, что в конце XV в. она разводилась в Провансе и Лангедоке, выращивание ее было успешно в Испании вблизи Мурсии и Гранады. На протяжении всей эпохи Возрождения государи проводили политику внедрения шелководства: вначале Сфорца в Милане, затем великие герцоги Тосканские, папы, Эммануэль-Филиберт Савойский, а вскоре и Генрих IV.
В наши дни вызывает большие споры вопрос о заимствовании Западной Европой различных растений из Америки. Во влажных областях в сельской местности на западе Европы с XVI в. произрастало большое количество тополей, и не исключено, что некоторые виды были завезены из Америки и прижились лучше, чем местные породы. Нет уверенности в том, что белая фасоль пришла из Америки. Даже в отношении кукурузы, которая все-таки, похоже, была привезена из Америки и распространилась во второй половине XVI в. в Испании, Италии и на юго-западе Франции, можно задаваться вопросом. Напротив, картофель и томаты (впрочем, нет уверенности, что последние происходили из-за Атлантического океана) прижились в Европе только после эпохи Возрождения. В общей сложности ботанические перемещения из Америки в Европу оказались менее значительным, по сравнению с теми растениями, которые двигались в противоположном направлении, так как Европа доставила в Новый Свет зерно, виноградную лозу, лимонное дерево, апельсины, шелковицу, оливковое дерево, сахарный тростник, какао, индиго, позже кофе. То же следует отметить и в вопросе о скотоводстве.
Цесарка была привезена во Францию в XVI в. купцами, однако они прибыли не из Америки, а из Гвинеи. Разведение индюков распространяется на Западе в эпоху Возрождения; однако можно спросить себя, где их родина — на Востоке или в Новом Свете. Колонизаторы же привезли в Америку европейских домашних животных — лошадей, овец, коров, свиней, ослов, мулов и проч.

Р. Мандру Франция раннего Нового Времени

Подпись автора

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь.