Начиная с правления Франциска I и до Генриха III мужчины и женщины носили обувь, которая называлась escarfignons (эскарфиньон) или echappins (эшапан). Это были плоские туфли из атласа и бархата с глубоким вырезом сверху и прорезями. В этих горизонтальных и вертикальных прорезях виднелась ткань дорогих чулок. Рабле (1494-1553) дал нам верное описание в своем Гаргантюа, говоря о костюмах дам из Телемской обители: "Башмачки (souliers), туфельки (eschappins) и домашние туфли (pantoufles) делались из алого, красного или же лилового бархата, с бахромчатыми прорезами". Как и многие другие элементы костюма, эти прорези были заимствованы из Германии и назывались сrevés (кревэ). Однако их изобретение приписывают воинам Франциска I времен итальянских походов. Ноги у солдат кровоточили от ходьбы и битв, были перевязаны и требовалась соответственная обувь. Патины (le patin, средневековые галоши с совершенно пустым и удлиненным носком. Они имеют мягкую конструкцию, но смонтированы на жесткой кожаной плоской подошве так, чтобы высокий каблук не уходил из-под стопы) всё еще надевали сверху, чтобы защитить эти тонкие туфли от уличной грязи. Каблук был изобретен Леонардо да Винчи, но появился только в конце шестнадцатого века. Свое восхождение он начал, будучи, вероятно, плодом вдохновения венецианскими чопинами, которые увеличивали рост. В зачаточном состоянии он представлял собой кусочек кожи на подошве, как это можно увидеть на картине "Бал при дворе Валуа" французской школы, которая написана в 1582 г. и хранится в музее Изящных Искусств в Ренне.
(материал из книги L’Art de la chaussure, Marie-Josèphe Bossan)
Женская туфелька времен Генриха III, Клюни Бал при дворе Валуа
- Подпись автора
Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь.