http://forumstatic.ru/files/0012/71/6d/43782.jpg

Салонные игры

Когда бал завершался, подавались легкие закуски и новым развлечением придворных служили игры. Обычно, едва заканчивалось время королевской службы, придворные всех рангов и даже король и его семья принимались за карты и кости. Франциск I запрещал такие игры своим финансистам, а Парижский парламент запретил играть и в карты и в кости в городах и предместьях, но при дворе они рассматривались как развлечение, а крупные денежные ставки — проявление щедрости.
В игре флюкс выигрывал тот, у кого оказывалось больше карт одной масти. В приме надо было иметь четыре карты всех мастей. В «больше десяти>» играли тремя костями: заключали пари, что на трех костях вместе выпадет больше десяти. В эти игры играли чаще всего, но существовало более сотни их вариантов. Некоторые существуют и сегодня, например марьяж (бриск), где нужно соединить даму и короля одной масти, и брелан.
Наряду с обычными картами в четыре масти использовались гадальные, на которых были изображены денье, чаши, мечи и жезлы (палицы). Эти карты были привезены из Испании и Италии[130]. Еще играли в морра и мурр — итальянскую игру пальцами: один из игроков поднимал руку, показывая на пальцах число, а другой должен был тут же прокричать его вслух. В передних пажи и стражники подкидывали монеты — эта игра называлась буквально «крест или куча», еще они играли в «бабки».
Шахматы, требующие большей сосредоточенности и столь ценимые в Средние века, по-прежнему были в моде, как и многочисленные варианты шашек, среди которых стоит упомянуть триктрак, объединивший шахматы и кости [131]. В домах играли в «котлы»: по квадрату, нарисованному на картоне или доске, передвигали шашки, камешки или маленькие фишки пытаясь выстроить их по три на одной стороне квадрата.

129 Калесоны, кальсонес грегоскос — calzones grecguescos (исп.), calecons (фр.) — широкие штаны до колен или выше колен во второй половине XVI века назывались «кальсонес греческие». Они были покрыты отдельными вышитыми или парчовыми полосками ткани, внизу собраны на узкую обшивку. Использовались дамами в основном Для верховой езды. В XVI веке все виды штанов до колен назывались калесонами или кальсонами.

130 Карты были изобретены в начале XII века в Китае, а в самом конце крестовых походов, в XIII веке, попали в Европу. Уже в XV веке отчетливо сложились три основных вида карт: итальянские, французские и немецкие. Итальянский тип возник вместе с возникновением игры в тарок и изобретением гравюры, что позволило карты не рисовать, как прежде, а печатать. В венецианском тароке колода состояла из 78 карт, масти делились на чаши, динарии, мечи и палицы. Каждая масть заключала в себе 14 карт: король, королева, рыцарь, валет, очковые карты от десятки до шестерки, туз мечей, очковые карты от пятерки до двойки. Остальные карты в количестве 21, начиная от Фигляра и кончая картой Свет, являлись козырями или Триумфами. Наконец, была еще карта Дурак, прообраз будущего Джокера. Но 78 карт — это еще не предел. Бывали колоды и в 84 карты и даже в 98. К обычным Триумфам добавлялись грации, стихии и 12 созвездий. Итальянские карты появились во Франции при Карле VI (1368–1422). Французские художники рисовали карты в подражание итальянским образцам, но уже при Карле VII (1403—14°1) появляются карты с собственными национальными мастями: сердца, серпы луны, трилистники и пики. И в XV веке окончательно устанавливается тип мастей, употребляющийся и сегодня: черви (coeur — сердце), бубны (carreau — квадратик), трефы (trefle — трилистник, клевер) и пики (pique — пика, копье). Начиная с этого времени, французские карты имеют устойчивые изображения: Давид — король пик, Александр — король треф, Цезарь — король бубен, Карл — король червей, Паллада — дама пик, Аргина — дама треф, Рашель — дама бубен, Юдифь — дама червей, Гектор — валет бубен, Ожье — валет пик, Ланцелот — валет треф и Лагир — валет червей. Эти карты пережили французскую революцию и выпускались до 1865 года. Первоначально формы четырех мастей появились или во Франции, или в Германии: листья плюща, желуди, бубенчики и сердца. Очень вероятно, что французские масти являются символами предметов рыцарского обихода: пика — копье, трефа — меч, бубна — герб или орифламма (знамя, штандарт), черва — щит. Все эти предметы часто встречаются в средневековых готических орнаментах.

Подпись автора

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь.