История парфюмерии неразрывно связана с историей рода людского. Обоняние – это чувство, которое сохраняет в себе больше всего природного, звериного. Информация, которую оно передает мозгу, почти не подвергается критической оценке. Мы «подчиняемся» запахам, сами того не ведая.
Еще древние египтяне прекрасно разбирались в ароматах. Жившие в далекие времена красавицы любили умащивать свою бронзовую кожу маслами и мазями, содержащими пахучие вещества. Ценились такие благовония очень высоко. Ароматические смеси клали в саркофаги царей и гробницы знати, ими пропитывали тела умерших – считалось, что даже если мумию уничтожить или расчленить, ее части найдут друг друга в загробном мире по запаху. Смолы, мирру и кору бальзамического дерева курили, чтобы почтить богов (кроме того, благовонный дым перебивал неприятные запахи, которые оставались после принесения в жертву животных). Такой ритуал проводили на рассвете и на закате, причем каждому богу предназначалась своя смесь ароматов.
Ароматы сопровождали древнего человека всюду. Чтобы изгнать болезнь из тела, жрецы махали над пациентом цветущей веткой персика. Великий Геродот свидетельствует: новые дома окуривали дымом можжевельника, чтобы предохранить их от ударов молнии, пожаров и других напастей.
В те далекие времена люди еще не знали свойств спирта, поэтому древние духи изготовляли на основе растительных или животных жиров. Был и другой способ – создавалась смесь, выделяющая при горении ароматный дым. Само слово «парфюмерия» произошло от латинских корней «per» – через и «fumum» – дым. Составы для воскуривания обладали исключительными свойствами: через многие тысячелетия благовония из египетских пирамид сохранили свой запах.
Через просторы теплого Средиземного моря масляные духи попали в Грецию, а затем и в Рим. Античная цивилизация осознала не только социальную ценность духов (чем лучше ты пахнешь – тем больше тебя любят), но и их целебные свойства.
Что же касается Малой Азии и Востока, то мало какие народы могут сравниться с персами, индийцами или китайцами в умении выбирать пряные травы и готовить из них чудесные благовония. А в начале I тысячелетия н.э. арабская цивилизация создала перегонный куб, позволивший гнать спирт для закрепления запаха.
Ароматы Востока
СОКРОВИЩА ЛЕВАНТА
Велик вклад арабов в развитие парфюмерии, а также в медицину и научные исследования. Примерно с IV века их цивилизация быстро развивалась. С упрочением ислама искусство духов на Востоке достигло своего апогея. Ведь сам Пророк говорил, что предпочитает всему три вещи: женщин, детей и благовония. А описанный им рай был наполнен исключительными ароматами. Бальзам из Мекки во все времена считался самым редким и овеянным легендами благовонием. Для сооружения мечетей арабы применяли специальный известковый раствор, в который добавляли немного мускуса, и в самое жаркое время дня под лучами солнца стены всегда источали пьянящий аромат.
Мастера пряностей и благоуханных порошков, арабы и народы Востока ценили духи наравне с драгоценными камнями. Именно они ввели многие растения и специи, хорошо знакомые нам сегодня, - сандаловое дерево, гвоздику, мускатный орех, камфору и кассию - не только в медицину и кулинарию, но и в производство духов.
Изобретение ими змеевика и перегонного аппарата стало вторым поворотным моментом в истории чудесного искусства Это позволило использовать спирт, ставший с тех пор основой духов. Дистилляция растений с помощью этого приспособления давала возможность получить множество эфирных масел от различных цветов, что значительно обогатило палитру парфюмеров. Абу Ибн-Сина (известный на Западе как Авиценна), знаменитый мусульманский врач, философ, астроном и математик, первым получил розовое масло таким путем. Арабам принадлежит также идея очистки смол (мирры, гальбана) дистиллированной водой. Они ввезли в Испанию незаменимый в парфюмерии жасмин, который в XVI веке попал оттуда в Грасс , ставший впоследствии международным центром производства эфирных масел и духов. Багдадский калиф Гарун Аль-Рашид снабжал пряностями и духами Карла Великого. А общественные бани Кордовы славились богатством арабских благовоний.
На территорию современной Европы, в Галлию и Британию, цивилизованные нравы принесли римские завоеватели. Однако этот период длился недолго, блеск цивилизации померк вместе с окончанием римского владычества, а новые завоеватели вновь погрузили бывшие колонии во тьму. Увы, с падением Римской империи и распространением христианства парфюмерное искусство в Европе было забыто. Благовония в основном остались культовыми (особенно ладан) и сохранились только в храмах и монастырях.
Раньше всех из европейцев от чудовищного зловония устали французы. Еще в XI веке крестоносцы привезли из Иерусалима на юг Франции, в Грасс , жасмин и розы, а в XII веке в Европу впервые попала арабская технология дистилляции спирта. После крестовых походов сфера употребления благовоний заметно расширилась. Отважные рыцари привозили из походов своим дамам знаменитые восточные духи, цветочное мыло, розовую воду, пряности. Крестоносцы, покоренные восточными ароматами, вновь ввели в Европе в обиход благовония для тела. Таким образом, благоухания гаремов и жаркие пряности достигли сурового Севера. Среди самых распространенных в то время духов можно назвать "красный шипр" - изысканная смесь смолы и масла, ароматизированного дамасской розой, сандалом, алоэ, левкоем, мускусом, амброй и резанцем (продукты, и в наши дни все еще употребляемые в производстве духов). Кроме духов и благовоний крестоносцы осчастливили Европу также удлиненными флаконами с богатой глазурью и отделанными черной эмалью, которые напоминали павлинов и экзотических птиц из благоуханных восточных садов с фонтанами. Также они привозили ковры, редкие ткани.
В XIII веке венецианские купцы стали привозить на родину экзотичные и ароматные травы, специи и цветы – и интерес к духам возродился. Мускус был впервые «открыт» для европейцев в подробном описании Марко Поло. В XIV-XV вв. Республика Венеция держала в руках всю торговлю с Востоком. Богатые дамы стали все больше применять благовония и косметику. Однако духи на спиртовой основе до XIV века были неизвестны. Впервые из духов такого рода упоминается «венгерская вода» или «Вода венгерской королевы», которую монах-отшельник создал в 1367 году для королевы Эльжбеты Венгерской, смешав розовую воду, спирт и эфирное масло розмарина. В XV веке в Европе было полностью освоено производство спирта с помощью дистилляции, с появлением которого парфюмерия поднялась на другую ступень развития. С этого момента ароматы можно уже называть духами.
Постепенно знания о производстве парфюмерии углубляются, а сам процесс производства становится более сложным. В это время открываются обольстительные свойства парфюмерных средств, особенно эфирных масел. После этого открытия дамы с удовольствием стали окроплять свою одежду духами, смазывать кожу ароматизированными маслами и принимать ванны из цветочных вод. Средневековье подарило миру новый сосуд для хранения благовоний – помандер, металлический шар с многочисленными отверстиями, через которые распространялся аромат. Считалось, что таким образом источаемый запах прогоняет чуму и другие эпидемии, улучшает процесс пищеварения, а также лечит женские и мужские заболевания.
Все изменили Великие географические открытия. Португальцы взяли в свои руки торговлю со странами Востока по южным морям. Италия вместе с Венецианской республикой стала превращаться в европейское захолустье. Торговцы, мастера, в том числе и парфюмеры, стали бежать в другие европейские страны.
Если условно принять, что потребление парфюмерно-косметической продукции является критерием цивилизованности человеческого общества, то Европе осталось сделать лишь один шаг, чтобы не только догнать, но и опередить сказочный Восток, включая арабские страны, Индию, Китай и Японию.
К XV веку Грасс и Париж сделались всемирно известными парфюмерными центрами. В это время этикет французского королевского двора предписывал всем придворным независимо от пола пользоваться косметикой, ароматическими маслами и духами.
Отдельно о Грассе
Город Грасс из-за своего прекрасного местоположения уже с давних пор стал играть большую роль в россыпи прибрежных городов Средиземноморья. Положение его на холме и высокие городские стены привлекали к нему прибрежных жителей, уставших от постоянных нападений пиратов-сарацин и искавших защиты от них. Эти поселенцы, предприимчивые и энергичные, и создали все богатства города. Уже в XII веке Грасс считался коммерческой республикой, почти независимой от графов Прованса. Тогда богатство его было так велико, что он состоял в коммерческом союзе с такими могущественными итальянскими республиками, как Пиза и Генуя. Дубленые кожи, вино и масло обменивались на итальянское зерно и кожу.
В XIII веке Грасс начинает терять свою независимость и ему приходится делить судьбу Прованса, перенося ужасы гражданской войны и иностранных вторжений. Всего более пострадал он в 1546 году от войск Карла V. В эти особенно трудные и жестокие годы XVI века поселился в нем флорентиец по имени Томбарелли и начал в Грассе парфюмерное дело.
В средние века Грасс был крупным кожевенным центром и представлял собой скопище кожевенных мастерских.
Вплоть до середины XVII века основной индустрией Грасса была кожевенная и ценилась и в Испании, и в Италии, и во всех концах Франции. Кожи выделывались самые разные, в том числе и самые тонкие, перчаточные. Ведь 16 век – век моды на перчатки. Придворные старались не загорать, чтобы кожа не стала «черной, как у мавров или крестьян». У всех, у мужчин и женщин, имелось множество перчаток. Но, как мы уже знаем, выделка кож сопровождалась отвратительной вонью, которую не могли заглушить даже ароматы цветов и кустарников. Некоторые мастера Грасса стали специализироваться на изготовлении перчаток, которые они отдушивали ароматическими маслами.
Французские парфюмеры наконец превзошли в мастерстве своих соперников из стран Востока. Конкуренцию в Европе им составляли только итальянцы. К этому времени европейские парфюмеры уже умели при помощи водяного пара путем перегонки получать из трав, цветов и древесины душистые вещества. В полученном дистилляте природный запах содержался в концентрированном виде. Для того чтобы создать несколько капель чистой эссенции, требовалось переработать сотни тысяч живых цветов, что делало их истинной драгоценностью. Кроме продуктов дистилляции парфюмеры изготавливали ароматические помады, выжимали из семян, косточек и кожуры эфирные масла.
Настоящий парфюмер был способен отличить фиалку "виктория" от пармской фиалки, знал, когда созревают гелиотропы и цветет пеларгония, и даже что цветок жасмина с восходом солнца теряет свой аромат. Но он не умел еще смешивать запахи. Удивительно, но ароматы в то время существовали в относительно чистом виде.
Авторитет французов был нарушен, когда в XVI веке итальянец Маурицио Франжипани додумался растворять смешанные душистые вещества в чистом винном спирте. Это открытие перевернуло мир парфюмерии: стало возможным бесконечное количество комбинаций. Люди научились хранить в хрустальных флаконах ароматы живых цветов, трав, деревьев, смол и животных выделений. Более того, они получили возможность распоряжаться ими по собственному усмотрению. Именно с этого момента духи стали духами в современном понимании. Однако лишь в XVIII веке духи окончательно разделились на мужские и дамские.
Прибыв во Францию для бракосочетания с королем Генрихом II, Екатерина Медичи привезла с собой некого флорентийца по имени Рене, весьма искусного в составлении духов. Он основал в Париже знаменитую парфюмерную лавку у «Моста менял», которая сделала парфюмерную продукцию во Франции предметом повседневного потребления.
Еше одно событие объединило кулинарное искусство и косметику: появление духов "Франжипан", введенных в моду маркизом Франжипани и состоявших из смеси на основе горького миндаля. Были изобретены специальные духи для кожи (перчаток, башмаков, футляров, сумок). Современный миндальный крем (франжипан) свидетельствует о перемещении аромата, ценимого еще в XVI веке, на кухню. Флорентийские парфюмеры использовали растертый и пропитанный цветочными ароматами миндаль для приготовления туалетных "миндальных лепешек".
Пристрастию к благовониям были подвержены как женщины, так и мужчины. И стало даже определенным шиком у кавалеров поливать себя теми же духами, что предпочитали дамы их сердца, правда, с большим количеством мускуса и жасмина.
- Подпись автора
Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь.