Vive la France: летопись Ренессанса

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Vive la France: летопись Ренессанса » ­Без гнева и пристрастия » Парфюмерия: от античных благовоний до цветочных полей Грасса


Парфюмерия: от античных благовоний до цветочных полей Грасса

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

История парфюмерии неразрывно связана с историей рода людского. Обоняние – это чувство, которое сохраняет в себе больше всего природного, звериного. Информация, которую оно передает мозгу, почти не подвергается критической оценке. Мы «подчиняемся» запахам, сами того не ведая.
Еще древние египтяне прекрасно разбирались в ароматах. Жившие в далекие времена красавицы любили умащивать свою бронзовую кожу маслами и мазями, содержащими пахучие вещества. Ценились такие благовония очень высоко. Ароматические смеси клали в саркофаги царей и гробницы знати, ими пропитывали тела умерших – считалось, что даже если мумию уничтожить или расчленить, ее части найдут друг друга в загробном мире по запаху. Смолы, мирру и кору бальзамического дерева курили, чтобы почтить богов (кроме того, благовонный дым перебивал неприятные запахи, которые оставались после принесения в жертву животных). Такой ритуал проводили на рассвете и на закате, причем каждому богу предназначалась своя смесь ароматов.
Ароматы сопровождали древнего человека всюду. Чтобы изгнать болезнь из тела, жрецы махали над пациентом цветущей веткой персика. Великий Геродот свидетельствует: новые дома окуривали дымом можжевельника, чтобы предохранить их от ударов молнии, пожаров и других напастей.
В те далекие времена люди еще не знали свойств спирта, поэтому древние духи изготовляли на основе растительных или животных жиров. Был и другой способ – создавалась смесь, выделяющая при горении ароматный дым. Само слово «парфюмерия» произошло от латинских корней «per» – через и «fumum» – дым. Составы для воскуривания обладали исключительными свойствами: через многие тысячелетия благовония из египетских пирамид сохранили свой запах.
Через просторы теплого Средиземного моря масляные духи попали в Грецию, а затем и в Рим. Античная цивилизация осознала не только социальную ценность духов (чем лучше ты пахнешь – тем больше тебя любят), но и их целебные свойства.
Что же касается Малой Азии и Востока, то мало какие народы могут сравниться с персами, индийцами или китайцами в умении выбирать пряные травы и готовить из них чудесные благовония. А в начале I тысячелетия н.э. арабская цивилизация создала перегонный куб, позволивший гнать спирт для закрепления запаха.

Подпись автора

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь.

0

2

История парфюмерии неразрывно связана с историей рода людского. Обоняние – это чувство, которое сохраняет в себе больше всего природного, звериного. Информация, которую оно передает мозгу, почти не подвергается критической оценке. Мы «подчиняемся» запахам, сами того не ведая.
Еще древние египтяне прекрасно разбирались в ароматах. Жившие в далекие времена красавицы любили умащивать свою бронзовую кожу маслами и мазями, содержащими пахучие вещества. Ценились такие благовония очень высоко. Ароматические смеси клали в саркофаги царей и гробницы знати, ими пропитывали тела умерших – считалось, что даже если мумию уничтожить или расчленить, ее части найдут друг друга в загробном мире по запаху. Смолы, мирру и кору бальзамического дерева курили, чтобы почтить богов (кроме того, благовонный дым перебивал неприятные запахи, которые оставались после принесения в жертву животных). Такой ритуал проводили на рассвете и на закате, причем каждому богу предназначалась своя смесь ароматов.
Ароматы сопровождали древнего человека всюду. Чтобы изгнать болезнь из тела, жрецы махали над пациентом цветущей веткой персика. Великий Геродот свидетельствует: новые дома окуривали дымом можжевельника, чтобы предохранить их от ударов молнии, пожаров и других напастей.
В те далекие времена люди еще не знали свойств спирта, поэтому древние духи изготовляли на основе растительных или животных жиров. Был и другой способ – создавалась смесь, выделяющая при горении ароматный дым. Само слово «парфюмерия» произошло от латинских корней «per» – через и «fumum» – дым. Составы для воскуривания обладали исключительными свойствами: через многие тысячелетия благовония из египетских пирамид сохранили свой запах.
Через просторы теплого Средиземного моря масляные духи попали в Грецию, а затем и в Рим. Античная цивилизация осознала не только социальную ценность духов (чем лучше ты пахнешь – тем больше тебя любят), но и их целебные свойства.
Что же касается Малой Азии и Востока, то мало какие народы могут сравниться с персами, индийцами или китайцами в умении выбирать пряные травы и готовить из них чудесные благовония. А в начале I тысячелетия н.э. арабская цивилизация создала перегонный куб, позволивший гнать спирт для закрепления запаха.

Ароматы Востока

СОКРОВИЩА ЛЕВАНТА
Велик вклад арабов в развитие парфюмерии, а также в медицину и научные исследования. Примерно с IV века их цивилизация быстро развивалась. С упрочением ислама искусство духов на Востоке достигло своего апогея. Ведь сам Пророк говорил, что предпочитает всему три вещи: женщин, детей и благовония. А описанный им рай был наполнен исключительными ароматами. Бальзам из Мекки во все времена считался самым редким и овеянным легендами благовонием. Для сооружения мечетей арабы применяли специальный известковый раствор, в который добавляли немного мускуса, и в самое жаркое время дня под лучами солнца стены всегда источали пьянящий аромат.
Мастера пряностей и благоуханных порошков, арабы и народы Востока ценили духи наравне с драгоценными камнями. Именно они ввели многие растения и специи, хорошо знакомые нам сегодня, - сандаловое дерево, гвоздику, мускатный орех, камфору и кассию - не только в медицину и кулинарию, но и в производство духов.
Изобретение ими змеевика и перегонного аппарата стало вторым поворотным моментом в истории чудесного искусства Это позволило использовать спирт, ставший с тех пор основой духов. Дистилляция растений с помощью этого приспособления давала возможность получить множество эфирных масел от различных цветов, что значительно обогатило палитру парфюмеров. Абу Ибн-Сина (известный на Западе как Авиценна), знаменитый мусульманский врач, философ, астроном и математик, первым получил розовое масло таким путем. Арабам принадлежит также идея очистки смол (мирры, гальбана) дистиллированной водой. Они ввезли в Испанию незаменимый в парфюмерии жасмин, который в XVI веке попал оттуда в  Грасс , ставший впоследствии международным центром производства эфирных масел и духов. Багдадский калиф Гарун Аль-Рашид снабжал пряностями и духами Карла Великого. А общественные бани Кордовы славились богатством арабских благовоний.

На территорию современной Европы, в Галлию и Британию, цивилизованные нравы принесли римские завоеватели. Однако этот период длился недолго, блеск цивилизации померк вместе с окончанием римского владычества, а новые завоеватели вновь погрузили бывшие колонии во тьму.  Увы, с падением Римской империи и распространением христианства парфюмерное искусство в Европе было забыто. Благовония в основном остались культовыми (особенно ладан) и сохранились только в храмах и монастырях.
Раньше всех из европейцев от чудовищного зловония устали французы. Еще в XI веке крестоносцы привезли из Иерусалима на юг Франции, в  Грасс , жасмин и розы, а в XII веке в Европу впервые попала арабская технология дистилляции спирта.  После крестовых походов сфера употребления благовоний заметно расширилась. Отважные рыцари привозили из походов своим дамам знаменитые восточные духи, цветочное мыло, розовую воду, пряности. Крестоносцы, покоренные восточными ароматами, вновь ввели в Европе в обиход благовония для тела. Таким образом, благоухания гаремов и жаркие пряности достигли сурового Севера. Среди самых распространенных в то время духов можно назвать "красный шипр" - изысканная смесь смолы и масла, ароматизированного дамасской розой, сандалом, алоэ, левкоем, мускусом, амброй и резанцем (продукты, и в наши дни все еще употребляемые в производстве духов). Кроме духов и благовоний крестоносцы осчастливили Европу также удлиненными флаконами с богатой глазурью и отделанными черной эмалью, которые напоминали павлинов и экзотических птиц из благоуханных восточных садов с фонтанами. Также они привозили ковры, редкие ткани.
В XIII веке венецианские купцы стали привозить на родину экзотичные и ароматные травы, специи и цветы – и интерес к духам возродился. Мускус был впервые «открыт» для европейцев в подробном описании Марко Поло. В XIV-XV вв. Республика Венеция держала в руках всю торговлю с Востоком. Богатые дамы стали все больше применять благовония и косметику. Однако духи на спиртовой основе до XIV века были неизвестны. Впервые из духов такого рода упоминается «венгерская вода» или «Вода венгерской королевы», которую монах-отшельник создал в 1367 году для королевы Эльжбеты Венгерской, смешав розовую воду, спирт и эфирное масло розмарина. В XV веке в Европе было полностью освоено производство спирта с помощью дистилляции, с появлением которого парфюмерия поднялась на другую ступень развития. С этого момента ароматы можно уже называть духами.

Постепенно знания о производстве парфюмерии углубляются, а сам процесс производства становится более сложным. В это время открываются обольстительные свойства парфюмерных средств, особенно эфирных масел. После этого открытия дамы с удовольствием стали окроплять свою одежду духами, смазывать кожу ароматизированными маслами и принимать ванны из цветочных вод. Средневековье подарило миру новый сосуд для хранения благовоний – помандер, металлический шар с многочисленными отверстиями, через которые распространялся аромат. Считалось, что таким образом источаемый запах прогоняет чуму и другие эпидемии, улучшает процесс пищеварения, а также лечит женские и мужские заболевания.
Все изменили Великие географические открытия. Португальцы взяли в свои руки торговлю со странами Востока по южным морям. Италия вместе с Венецианской республикой стала превращаться в европейское захолустье. Торговцы, мастера, в том числе и парфюмеры, стали бежать в другие европейские страны.

Если условно принять, что потребление парфюмерно-косметической продукции является критерием цивилизованности человеческого общества, то Европе осталось сделать лишь один шаг, чтобы не только догнать, но и опередить сказочный Восток, включая арабские страны, Индию, Китай и Японию.
К XV веку  Грасс  и Париж сделались всемирно известными парфюмерными центрами. В это время этикет французского королевского двора предписывал всем придворным независимо от пола пользоваться косметикой, ароматическими маслами и духами.

Отдельно о Грассе

Город  Грасс  из-за своего прекрасного местоположения уже с давних пор стал играть большую роль в россыпи прибрежных городов Средиземноморья. Положение его на холме и высокие городские стены привлекали к нему прибрежных жителей, уставших от постоянных нападений пиратов-сарацин и искавших защиты от них. Эти поселенцы, предприимчивые и энергичные, и создали все богатства города. Уже в XII веке  Грасс  считался коммерческой республикой, почти независимой от графов Прованса. Тогда богатство его было так велико, что он состоял в коммерческом союзе с такими могущественными итальянскими республиками, как Пиза и Генуя. Дубленые кожи, вино и масло обменивались на итальянское зерно и кожу.
В XIII веке  Грасс  начинает терять свою независимость и ему приходится делить судьбу Прованса, перенося ужасы гражданской войны и иностранных вторжений. Всего более пострадал он в 1546 году от войск Карла V. В эти особенно трудные и жестокие годы XVI века поселился в нем флорентиец по имени Томбарелли и начал в  Грассе  парфюмерное дело.
В средние века  Грасс  был крупным кожевенным центром и представлял собой скопище кожевенных мастерских.
Вплоть до середины XVII века основной индустрией  Грасса  была кожевенная и ценилась и в Испании, и в Италии, и во всех концах Франции. Кожи выделывались самые разные, в том числе и самые тонкие, перчаточные. Ведь 16 век – век моды на перчатки. Придворные старались не загорать, чтобы кожа не стала «черной, как у мавров или крестьян». У всех, у мужчин и женщин, имелось множество перчаток. Но, как мы уже знаем, выделка кож сопровождалась отвратительной вонью, которую не могли заглушить даже ароматы цветов и кустарников. Некоторые мастера  Грасса  стали специализироваться на изготовлении перчаток, которые они отдушивали ароматическими маслами.

Французские парфюмеры наконец превзошли в мастерстве своих соперников из стран Востока. Конкуренцию в Европе им составляли только итальянцы. К этому времени европейские парфюмеры уже умели при помощи водяного пара путем перегонки получать из трав, цветов и древесины душистые вещества. В полученном дистилляте природный запах содержался в концентрированном виде. Для того чтобы создать несколько капель чистой эссенции, требовалось переработать сотни тысяч живых цветов, что делало их истинной драгоценностью. Кроме продуктов дистилляции парфюмеры изготавливали ароматические помады, выжимали из семян, косточек и кожуры эфирные масла.

Настоящий парфюмер был способен отличить фиалку "виктория" от пармской фиалки, знал, когда созревают гелиотропы и цветет пеларгония, и даже что цветок жасмина с восходом солнца теряет свой аромат. Но он не умел еще смешивать запахи. Удивительно, но ароматы в то время существовали в относительно чистом виде.

Авторитет французов был нарушен, когда в XVI веке итальянец Маурицио Франжипани додумался растворять смешанные душистые вещества в чистом винном спирте. Это открытие перевернуло мир парфюмерии: стало возможным бесконечное количество комбинаций. Люди научились хранить в хрустальных флаконах ароматы живых цветов, трав, деревьев, смол и животных выделений. Более того, они получили возможность распоряжаться ими по собственному усмотрению. Именно с этого момента духи стали духами в современном понимании. Однако лишь в XVIII веке духи окончательно разделились на мужские и дамские.

Прибыв во Францию для бракосочетания с королем Генрихом II, Екатерина Медичи привезла с собой некого флорентийца по имени Рене, весьма искусного в составлении духов. Он основал в Париже знаменитую парфюмерную лавку у «Моста менял», которая сделала парфюмерную продукцию во Франции предметом повседневного потребления.
Еше одно событие объединило кулинарное искусство и косметику: появление духов "Франжипан", введенных в моду маркизом Франжипани и состоявших из смеси на основе горького миндаля. Были изобретены специальные духи для кожи (перчаток, башмаков, футляров, сумок). Современный миндальный крем (франжипан) свидетельствует о перемещении аромата, ценимого еще в XVI веке, на кухню. Флорентийские парфюмеры использовали растертый и пропитанный цветочными ароматами миндаль для приготовления туалетных "миндальных лепешек".

Пристрастию к благовониям были подвержены как женщины, так и мужчины. И стало даже определенным шиком у кавалеров поливать себя теми же духами, что предпочитали дамы их сердца, правда, с большим количеством мускуса и жасмина.

Подпись автора

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь.

0

3

ВОЗРОЖДЕНИЕ АРОМАТОВ
В средние века в Европе просвещение поселилось в монастырях и религиозных общинах, которые являлись средоточием знаний о растениях и их целительных свойствах.
Норманнские завоеватели принесли с собой обычай усыпать пахучими растениями пол для очищения воздуха в жилище и борьбы с паразитами: блохами и вшами, способствующими заболеваниям.
В XII веке крестоносцы вернулись из походов на Восток и принесли с собой масла, духи и ценные знания о процессе дистилляции, которые они почерпнули у арабов, а также вкус к благоуханной гигиене, что прекрасно отвечало заботе о чистоте, весьма распространенной в средние века, когда омовения, бани и парилки были делом обычным. Поступающие с Востока пряности (корица, имбирь, гвоздика, перец и т. д.) в больших дозах проникали на кухню, помогали в консервации продуктов и придавали приятный аромат бульонам и жаркому, а также, что греха таить, служили и для маскировки слишком заметного душка мясных продуктов. А восточная экзотика прочно вошла в моду и у мужчин и у женщин: благоухающие четки, надушенные редкими маслами меховые воротники, подушечки с запахом розы, помещенные в складки платьев, "душистые шарики" на цепочке или браслете.
Французский король Филипп II Август в 1190 году официально признал парфюмеров, пожаловав им хартию, которую вновь давали Иоанн II Добрый, Генрих III и Людовик XIV. Искусство парфюмера было очень трудным. Требовались годы упорного труда в качестве ученика, затем компаньона и помощника, чтобы стать настоящим мастером.
Унаследованная от античности техника изготовления духов широко обогатилась арабскими секретами и изысканиями алхимиков, так как последние применяли ароматы в поисках философского камня.
Изучение растений и веществ, которые можно получить из них, стало главным направлением медицинской школы в Монпелье, ставшем центром парфюмерного производства во Франции.
Святая Хильдегард Бингенская, аббатиса-бенедиктинка, в XIII веке славилась своими глубокими познаниями, и ее четыре трактата о лечебных свойствах растений до сих пор служат справочным материалом. Ей приписывают изобретение лавандовой воды и развитие перегонки гвоздики, душистой сыти и кардамона. Нормандец Анри Мондвиль написал интереснейшую и поныне "Книгу о косметике", и хотя он имел об ароматических веществах весьма примитивное представление, это не помешало ему впервые установить отличие в употреблении ароматических веществ с лечебной целью (при лечении кожных заболеваний) и косметической - чисто для эстетики. Благовония широко использовались как для лечения, так и для дезинфекции. В начале XIV века, когда черная смерть, чума, прокатилась по всей Европе, людям советовали носить с собой ароматические шарики и жечь ароматические вещества на пересечении улиц и в домах. Получили широкое распространение окуривания ароматическими травами. Жгли также серу или сургуч, но еще больше розмарин, багульник, ягоды можжевельника. Были в ходу опрыскивания душистыми водами и "шкатулки с запахами", которые наполняли пряностями или душистыми порошками. Использовали также "ленты из Брюгге", которые готовили аптекари, их подвешивали к потолку на балки. И, наконец, тот, кто был богат, пользовался специальным приспособлением: нечто вроде жаровни, накрытой металлической решеткой, на которую клали раскаленные угли, чтобы жечь душистые таблетки, сделанные из очень дорогих ароматических паст. Применяли также и ароматические уксусы, которые выливали на совок, предварительно разогретый на огне.
Несмотря на предосторожности, примерно от одной трети до половины населения Европы вымерло. Поражает тот факт, что процент выживших во время чумы парфюмеров был достаточно высок.
Очень скоро и на многие века монополизировала торговлю благовониями и пряностями с Востока Венеция, обеспечивая все более увеличивающееся и регулярное поступление бальзамов, камеди, смол, экзотических фруктов, камфоры, мускатного ореха, перца и корицы. Торговцы распространяли легенды о загадочной амбре, "которая проистекала со дна моря, подобно нефти".
Карл V Мудрый распорядился посадить в саду своего отеля Сен-Поль в Париже лаванду и розмарин, чтобы делать из них душистую воду. Всплеск торговли и производства, зарождение настоящего культурного очага при французском дворе и привитие вкуса к умащиванию себя благовониями сильно благоприятствовали производству и распространению духов.
В 70-е годы XIV века появилась знаменитая "венгерская вода", ее, как говорят, изобрел некий отшельник. Она предназначалась специально для туалета Елизаветы Венгерской, которая в свои семьдесят лет прибегала к изысканным благовониям, стремясь обольстить польского короля и женить его на себе. "Венгерская вода" представляла собой композицию из флердоранжа, розовой настойки, экстрактов мяты, мелиссы, лимона, особенно розмарина. Она пользовалась успехом у торговцев долгие столетия вплоть до XIX века.
В XV веке Возрождение подвигнуло народ к открытиям. Христофор Колумб и Васко да Гама предприняли опасные экспедиции, привезли из своих путешествий растения американского континента - листья коки и бальзамина, использовавшиеся инками и североамериканскими индейцами. Из книги Марко Поло о чудесах мира европейцы узнавали о диковинных вещах, которые были в ходу в Китае, на Суматре или по берегам Персидского залива.
Увлечение духами началось с итальянского Возрождения и охватило всю Европу. Флорентийские банкиры, венецианские купцы и судовладельцы, а также генуэзцы, нажили огромные состояния, перевозя с Востока и продавая амбру, алоэ, корицу, камфору, мускатный орех, левкои, сандал, ладан и арабские смолы.
В XIV и XV веках продукты парфюмерии поступали не только через Италию, но и через Испанию. Один севильский врач, в частности, составил точный и детальный список веществ, ввезенных в Испанию Васко да Гамой и Магелланом: бальзам из Перу, копал или стиракс, бобровая струя, гваяк или перец занимают место среди прочих, тех, что и сегодня являются сырьем для парфюмерии.
Испанцы умели мастерски выделывать кожу, которая у них получалась на удивление тонкой. Увлечение благовониями привело к тому, что они стали пропитывать кожу ароматическими веществами, после чего из нее делали пояса, перчатки, кошельки и всякого рода аксессуары. Знаменитая "испанская кожа" способствовала появлению моды на благоухающие перчатки, повсеместно распространенные в эпоху Возрождения. Эта самая "кожа" была обычной замшей, смоченной в розовом масле или благоухающей сандалом, лавандой, вербеной, гвоздикой, корицей, а также иногда пропитанной мускусом, цибетом или амброй.

Подпись автора

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь.

0

4

АРОМАТНЫЙ ГОРОД  ГРАСС

Во Франции перчаточники становятся парфюмерами,  Грасс  же называют колыбелью перчаточников-парфюмеров. Парфюмерия перестает быть всего лишь ремеслом аптекаря, а превращается в искусство, которое обогащается рецептами, формулами и секретами красоты. Множатся труды, посвященные разработке способов для получения разнообразных благовонных препаратов.
Судьба  Грасса  резко изменилась в XVI веке: союз ботаники и химии привел к взлету мастерства по изготовлению эфирных масел, и, следовательно, к бурному развитию нарождающейся парфюмерии. Это была великая эпоха ароматизированных перчаток и саше с ароматическими порошками, которые вошли в моду и употреблялись не только для красоты, но и для здоровья. Как только перчаточники научились получать эфирные масла, они очень быстро превратились в парфюмеров. Усовершенствование технического оборудования, а с ним и способов выделения душистых веществ обеспечили  Грассу  превосходство в мире парфюмерии.
Парфюмеры  Грасса  не ограничивались лишь растительным сырьем, они использовали и сырье животного происхождения, привозимого со всех сторон. Так, драгоценные железы циветы доставлялись в рогах буйволов или зебу из Эфиопии.

Подпись автора

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь.

0

5

О животных компонентах, которые постоянно упоминаются, когда речь идет о парфюмерии Возрождения.
Душистые вещества животного происхождения представлены продуктами жизнедеятельности животных и используются только в виде настоев для фиксации аромата. К ним относятся широко известные амбра, мускус и цибетин.
Животное сырье используют в качестве компонента духов: даже минимальное их добавление во много раз увеличивает стойкость аромата. Запах духов, в состав которых входят такие фиксаторы, обостряет обоняние человека, гармонизирует аромат с запахом кожи, усиливает чувственное влечение и обостряет эротические ощущения. Сегодня килограмм мускуса стоит дороже килограмма золота. Натуральные животные продукты отличаются поразительной стойкостью запаха. В марокканском городе Марракеше стоит минарет — башня высотой около 70 м, построенная в 1195 году по приказу султана в честь победы над испанцами. Это сооружение знаменито тем, что его стены пахнут мускусом. Оказывается, при строительстве минарета в скрепляющий камни цемент подмешали почти тысячу мешков мускуса. И запах сохранился даже спустя 800 лет!
Мускус является наиболее важным и дорогостоящим исходным парфюмерным материалом. Этот загадочный и ценный аромат пользовался необычайной популярностью в античности, а затем в эпоху Возрождения, когда, наряду с амброй и ладаном, он был излюбленным продуктом парфюмеров.
Согласно легенде, прославившаяся своей красотой и властью над мужскими сердцами царица Древнего Египта Клеопатра с помощью мускуса обольстила римского полководца Марка Антония. Мускус — это пахучий секрет, извлекаемый из половых желез самца мускусной кабарги. Раньше, чтобы получить мускус, кабаргу убивали. В наше время животное во время брачного периода усыпляют и выскабливают мускусные мешки. Извлеченный из мешка мускус представляет собой черно-бурую зернистую массу с удушливым аммиачным запахом. В одной железе взрослого самца обычно содержится 10-20 г. (реже 30-50 грамм).
Химический состав мускуса весьма сложен: жирные кислоты, воска, ароматические и стероидные соединения, сложные эфиры холестерина. Основной носитель мускусного запаха - макроциклический кетон мускон.
После созревания в виде спиртовой вытяжки и фильтрации раствор мускуса приобретает сухой, слегка «животный», чувственный запах. В чистом виде обладает возбуждающим действием. В парфюмерии используется для создания эротической сладкой ноты.
Амбра образуется в результате раздражения слизистой желудка кита, после чего выбрасывается в море и прибивается к берегу,где его находят и продают парфюмерным фирмам.Амбра как хорошее вино: чем дольше она плавает и окисляетсяна солнце, тем лучше становится его аромат.
Амбра (серая амбра) — продукт патологических выделений взрослого самца кашалота (Phyeser macroce phallus Schav). Вымывается на побережье Индийского океана в виде камней черного цвета (черная амбра); под воздействием УФ-лучей очищается, становится бесцветным (серая амбра).
Это вещество представляет собой отвердевший сгусток, сформировавшийся в кишечнике кашалота. Видимо, к образованию его причастны крупные головоногие (каракатицы, осьминоги, кальмары), составляющие обычную пищу кашалота: попадая в его пищеварительный тракт, они повреждают внутренние стенки кишечника, который выделяет вязкий продукт — амбреин. Куски амбреина иногда весят до 100 кг. Плавучая амбра либо выбрасывается самим животным, либо высвобождается после его смерти при разложении трупа. Таким образом, использование амбры не причиняет никакого вреда существованию вида. В океане, под воздействием соленой воды, воздуха и солнечного света, амбреин обесцвечивается, проходя ряд реакций деградации до образования сложной смеси распада — амбры. Поскольку амбра легче воды, она перемещается с океанскими течениями и в конце концов попадает на берег. Само название амбры (от фр. ambrе brun — коричневый янтарь) указывает на ее сходство с янтарем (отвердевшая смола ископаемых деревьев), который находят на побережье Балтийского моря.
Несколько месяцев сушки — и неприятный рыбный запах уступает место характерному амбровому аромату с нотами морского побережья, иногда в сочетании с оттенком запаха чая. После многомесячного настаивания в спирте на холоде получается пористая легкая масса светло-серого или белого цвета с необычайно тонким запахом, применяемая как фиксатор в духах самого высокого качества.
Амбра хранится в виде блоков или «почек», весом от нескольких десятков граммов до более чем 300 кг. По консистенции она представляет собой жирную восковидную массу, которая легко крошится, а если ее долго держать в руках, становится мягкой и пластичной. Цвет у нее пепельно-серый, с белыми, красными, черноватыми полосами и пятнами; вкус отсутствует; запах слабый, одновременно сухой, древесный, «бальзамический», со слегка табачным оттенком.
Цибетин (виверра, сивет) получают из выделений желез внутренней секреции у цибетовой кошки обоих полов Viverra Civetta (азиатская), Viverra Civetta Schreber (африканская — животные обитают в юго-западных провинциях Эфиопии, где их все больше разводят). В области половых желез у цибетовой кошки находится мешок в форме полумесяца, из которого выскабливают секрет. На вид цибет — это бежевая или коричневая мазеподобная мягкая масса с очень сильным отвратительным запахом и острым горьковатым вкусом. В сильном разбавлении по запаху напоминает мускус. Для получения спиртового раствора используют смесь тщательно перемешанного цибета с порошком ириса и сандалового дерева. Применяется в качестве фиксатора — компонента ценных ориентальных духов; в чистом виде обладает возбуждающим действием. При смешивании с другими компонентами парфюмерных композиций вещество теряет свойственную ему резкость запаха и придает духам чувственный оттенок животного тепла.
Касториум (бобровая струя) — пахучие выделения половых желез бобра. Этим маслянистым блестящим веществом зверек смазывает свою шерстку, чтобы защитить ее от внешних воздействий. Касториум представляет собой красно-бурую плотную массу с затхлым аммиачным запахом. В парфюмерии используется в виде спиртовой вытяжки измельченных мешков. Создает теплую животную ноту, близкую к запаху кожи.
Стиракс бензойный - «Styrax benzoin» - древесное растение из семейства стираксовых, достигающее до 20 метров в высоту с красно-коричневой корой, трехдольными бледно-зелёными листьями округлой формы, белыми цветами и плодом, похожим на мускатный орех. Родиной стиракса являются Лаос и Вьетнам. Смолу, получаемую из надрезов на этом растении, древние греки называли «сильфион», римляне - «ласеритиум», а в Англии в XVI веке его именовали «бенджоин». Помимо этого, известны и такие варианты названия, как «бензоин», «бензойная камедь» или «бензойная смола». В Европу стиракс завёз португальский мореплаватель Барбоза, и уже в 1556 году Нострадамус писал о стираксе бензойном, который использовался в основном как антисептическое средство для ингаляций и обработки ран, а также в магических актах и для составления фимиамов, саше и мазей. Масло стиракса представляет собой молочно-белую или бледно-жёлтую жидкость с приятным сладким бальзамовым, пряно-древесным ароматом, душистым и достаточно тяжёлым. Хорошо смешивается с маслами жасмина, мимозы, розы, лаванды, гвоздики, фиалки и пряными маслами.
Стиракс хорошо сочетается с апельсином, кипарисом, кориандром, лавандой, лимоном, миррой, можжевельником и розой. В парфюмерии часто используется в качестве фиксатора запаха, то есть это вещество способствует увеличению стойкости.
Источник: http://parfumclub.org/notes/styrax.html

Подпись автора

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь.

0

6

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ
Люди верили, что плохие запахи вызывают болезни и чтобы оградить себя от опасности, надо постоянно окружать себя ароматами духов. Считали, что специально приготовленные ароматы могут оказывать профилактическое действие.
Виды духов:
- Легкие ароматические эссенции ("розовая вода"). Тонкие, легкие, освежающие ароматы мог производить практически каждый, в чьем распоряжении были сад и пригоршня специй.
- Жидкие, на спиртовой основе (Впервые спирт употребляют в составе воды Венгерской королевы. 16 век - духи на спиртовой основе изобретает итальянец Франжипани. Прорыв в парфюмерии)
- Ароматизированные масла
- Сухие, типа саше.
- В виде шариков
Духи в виде крема стали первым шагом к ароматизированным ожерельям и поясам, впоследствии столь полюбившимся женщинам. Ароматизированной пасте придавали определенную форму, затем шилом прокалывали отверстие и нанизывали на бусы. В дополнение к разнообразным духам, которые наносили на одежду, добавляли в помаду для волос и косметику, разбрызгивали в воздухе и пропитывали кожу и дерево, были еще контейнеры для ароматов с перфорированной крышкой и ароматические шарики. Подобные футляры, украшенные драгоценными камнями, встречались столь же часто, как и нитки жемчуга.
- В виде пасты
- В виде густой сиропообразной жидкости
Алексис из Пьемонта, отличившийся в производстве духов, предложил своим последователям один «секретный» рецепт. Его формула дамасских духов — а все дамасское было чрезвычайно популярно — включала мускус, серую амбру, сахар, стиракс, аир и каламбак. «Разотрите их хорошенько в порошок, — говорит он, — и поместите все вместе в небольшой чан для духов, налейте туда розовой воды на два пальца и разведите под ним небольшой огонь, чтобы она не кипела, и когда вода исчезнет, наполните его снова и продолжайте так делать в течение нескольких дней». Он также приводит рецепт «маленьких подушечек из душистых роз» и «духов для спальни». Последние представляли собой настоящий фимиам, изготовленный из стиракса, каламбака, душицы и пепла ивы — все это растирали в порошок, а затем смешивали со спиртовой основой.
Душили всё: тело, одежду, обувь, перчатки, парики, занавески, постельное белье. Благоухающие четки, надушенные редкими маслами меховые воротники, подушечки с запахом розы, помещенные в складки платьев, "душистые шарики" на цепочке или браслете. Бумага для письма тоже была надушенной. «Клянусь вам, карета за каретой, письмо за письмом, подарок за подарком. И все это пахнет духами — сплошной мускус!» Саше и мешочки с ароматами клали в гардеробы и сундуки с коврами и гобеленами. Воздух в комнатах «насыщали» с помощью специальных сосудов с ароматами, а душистый порошок во Франции и в Англии распространяли по комнате с помощью небольших мехов.
Даже пушки заряжали душистыми порошками. Во время знаменательного пребывания в Англии герцога Анжуйского, который, несмотря на то что был вдвое моложе Елизаветы, претендовал на ее руку, в его честь проводился большой рыцарский турнир, и деревянные пушки выстреливали клубы душистого порошка и воды, «очень пахучих и приятных».
Духи могли быть разными. От плотных и тяжелых до легкой ароматизированной воды. От моноароматов до разнообразных прихотливых сочетаний, над которыми постоянно трудились парфюмеры (придворные и не только). Ароматы делались как на заказ, так и какая-либо популярная персона могла ввести моду на определенный запах.
На мужские и женские запахи не делятся. Мужчине не зазорно пахнуть фиалкой или ландышем. Это модно. Восток также в моде. Стоит невероятно дорого, а это значит престиж.
Возможные запахи:
Цветочные, фруктовые, восточные и животные.
Цветы
- Жасмин (завезен в  Грасс  крестоносцами из Иерусалима в 12 веке)
- Роза (красная провансальская роза, к примеру. Оттуда же.)
- Лилия
- Фиалка
- Ландыш
- Апельсиновый цвет (флердоранж)
- Розмарин
- Гелиотроп
- Пеларгония
- Резеда
- Лаванда
- Гвоздика
- Вербена
- Ирис
Фрукты
- Лимон
- Померанец
Душистые травы:
- Тимьян
- Майоран
- Мята
- Мелисса
- Душистая сыть
- Розмарин
- Анис
Восточные духи:
- Сандал
- Миндаль
- Камфара
- Мирра
- Ладан
- Масло кедра
- Дамасская роза
- Кора кассии
- Алоэ
- Левкой
- Мускус
- Цибетин
- Амбра
- Кардамон
- Корица
- Мускатный орех
- Стиракс

Подпись автора

Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь.

0


Вы здесь » Vive la France: летопись Ренессанса » ­Без гнева и пристрастия » Парфюмерия: от античных благовоний до цветочных полей Грасса